Найти тему
Андрей Папушин

Бог и Аушвиц

Детский концлагерь на территории Финляндии в годы Второй мировой войны. Фото из открытых источников (Интернет)
Детский концлагерь на территории Финляндии в годы Второй мировой войны. Фото из открытых источников (Интернет)

Не обязательно быть верующим, чтобы быть порядочным человеком. Совесть и понятие о нравственности – они либо есть, либо их нет, – независимо от того, носишь ли ты крестик.

Думаю поэтому, что фразу «покреститься бы надо» придумали от безысходности, что ли. Как будто сам факт крещения автоматически добавит и совести, и нравственности, и благодати…

В чем состоит эта благодать божья, даваемая «в обмен», – вряд ли кто скажет.

Впрочем, есть верующие – и верующие.

В конце концов, вера – чувство глубоко интимное, и некоторым людям претит выставлять его напоказ. Это ведь не медаль, свидетельствующая о неких заслугах (хотя для кого-то – именно медаль), о том, например, что ты «дорос до веры». И вера – это же не элитный клуб для избранных (вроде политического или «по интересам»), членство в котором подтверждается значками…

Я думаю, вера – это добровольно принятые на себя обязательства, твой «внутренний крест», и кичиться тем, что ты принял этот крест на себя, было бы глупо.

Но о внутренних обязательствах из «новых верующих» мало кто думает. В клуб, в клуб!..

Добавлю еще, что это «членство» дает им почему-то право смотреть на других людей – тех, кто не в клубе – чуть не с сожалением. Делая вид, что, мол, они-то вот причащены тайн. – Каких?

Можно быть сведущим в Писании, знать наперечет иерархию святых – что с того? Что эти «арифметические данные» (которые при желании выучиваются, как таблица умножения) могут дать душе твоей и совести? Какие личностные преференции они тебе приносят? Духовный рост в чем? – Когда вопрос только один: совесть и нравственные принципы – есть они или их нет?

Это, вообще говоря, богохульство: считать, что, скажем, крещение (понимаемое как «членство») способно само по себе чем-то тебя вознаградить, от чего-то упасти, сделать, что ли, более видным богу. Бог, как известно, никому ничего не должен. И он никого ни от чего не спасает (фраза «бог меня уберег» – не более чем идиома, если не насмешка: можно подумать, что те, кто так считает, находятся с ним в неких деловых отношениях, в пакте и договоре). – Самый убийственный (в прямом смысле) ответ на подобные глупости – звучит страшно, хотя в нем-то как раз ничего богохульственного нет: «Как же тогда Аушвиц? Что же он не уберег детей от нацистских газовых камер – хотя бы их?» – Если принять «долженствование» бога, ответить на этот вопрос нечего.

И бог не карает – вопреки распространенному заблуждению. Выбор всегда за человеком. Другими словами, бог, вера – это воззвание к совести и нравственным принципам, наличие которых и есть причастность, но происхождение которых в тебе – необъяснимо. Т.е. божественно. Каждый носит бога в себе – и каждый волен его в себе задушить.

Бог есть совесть. И «нравственный закон во мне», как написал Кант. А совесть либо есть, либо ее нет. А там – можно хоть и крестик.

22.7.2009