Найти тему
Моя исторія

Монтсеррат Кабалье= Каллас + Тебальди

Надеюсь, газета Нью-Йорк Таймс имела ввиду вокальные, а не физические данные дебютантки, по вполне заезженному сценарию заменившей захворавшую великолепную Мерлин Хорн в Карнеги-холле. Обычное дело, звезда вышла из строя, да здравствует другая звезда, кто только не запрыгивал на оперный Олимп таким немудреным способом. Однако молодая испанка с дивным сопрано, знавшая главную партию в не так уж часто исполняемой опере Доницетти "Лукреция Борджиа" ответила агенту отказом - она нивкакую не хотела петь без репетиций, опасаясь провала. Девушке не сообщили, что это была опера в концертном исполнении, узнав это, она согласилась. Как говорится, наутро она проснулась знаменитой.

Певица не только справилась со сложнейшей партией, всё-таки, это не заезженная Виолетта, которую споёт кто угодно, а опера бельканто, но и показала голос небывалой красоты. Как бы то ни было, не каждая дебютантка удостаивается звонка от Марии Каллас с весьма высокопарными словами о красоте голоса и самоотдаче в работе над ролью. Что ж, кто знает, какие слова нашли бы мы на месте великой Каллас, понимающей, что она уходит? Знаковая премьера произошла в 1965 году - Каллас покидала сцену, освобождая место на самой вершине оперного Олимпа. На ее место приходила певица, названная в честь святой горы Монтсеррат. Поистине, жизнь полна альпинистских символов.

Кабалье пела с пелёнок, но особых надежд на певческую карьеру не питала, семья была простой, если не сказать бедной.

-2

Девушка вспоминала юность, и не смогла припомнить, сколько платочков она сшила в те годы. Помог талант и меценаты.

Голос был замечательный, но уже тогда обозначилась некоторая проблема: в автоаварии был поврежден участок мозга, ответственный за липидный обмен, и девушка стремительно набирала вес. Итальянский импрессарио выслушал девушку, посоветовал ей выйти замуж и печь пироги для детишек. С таким весом певица была ему не нужна. Бывают же на свете дураки. Брат Кабалье стал ее агентом, позднее делами певицы начал заниматься и ее муж, тенор Бернабе Марти.

-3

Кабалье вышла замуж поздно, в 31 год, и прожила в счастливом браке более 50 лет. Как правило, два певца в браке рано или поздно начинают мериться успешностью. Сеньор Марти был спокоен - супруга чрезвычайно успешна в карьере, но на первом месте у нее всегда была семья и он, ее супруг. Сколько раз ему, как агенту, приходилось разбираться с исками театров за срыв спектаклей, когда Кабалье бросалась к заболевшим детям. По пути в аэропорт она говорила - музыка будет и без меня, а моя семья нет! Ни одного слуха, скандала за всю карьеру. Скучнее чем у Кабалье репутация была, наверное, только у великой Тебальди. Если согласиться с тем, что примадонна = скандал, у этих дам не было шансов.

Опера очень субъективное искусство. Певец может нравиться или нет, или нравиться отчасти.

-4

Мне, как опытному слушателю, не хватает драматизма и металла в операх Верди и Пуччини, но я прихожу в восторг от ее бельканто - безупречное пианиссимо на самых верхних нотах - так не пел больше никто. Тончайшие серебряные нити в воздушное красивейшее кружево могла сплести только она.

-5

В драматических партиях ее очень дополнял мой любимый Хосе Каррерас, несмотря на внешнюю сдержанность умеющий в нужном месте раскалить ноту докрасна. Их дуэт не превзошел никто - нежнейшее сопрано Кабалье и красивейший тенор Каррераса в огромном количестве опер были эталонными. Она пела с Доминго, Паваротти, но дуэт с Каррерасом был бесподобен.

Они были великолепны на сцене - тонкий, нервный Каррерас и статусная красавица Кабалье с жгучими чёрными волосами и прекрасными глазами были созданы друг для друга.

-6

Два великих каталонца обеспечили непревзойденную по качеству музыкального материала программу Олимпийских игр 1992 года, о которой хочется рассказать в отдельном посте.

Монтсеррат Кабалье с Фредди Меркьюри
Монтсеррат Кабалье с Фредди Меркьюри

Напомню, что гимном Олимпиады и города стала песня Барселона, дуэт, написанный великим Фредди Меркьюри, а на закрытии прозвучал великолепный дуэт "Друзья навсегда".

Фотосессия к альбому Барселона
Фотосессия к альбому Барселона

Великолепный Хосе Каррерас спел его с Сарой Брайтман, музой и супругой великого Эндрю Ллойд-Уэббера. Великобритания, таким образом, оказала неоценимую услугу Испании, создав композиции на века.

-9

В 1992 году у Кабалье нашли опухоль мозга, она мужественно перенесла лечение, и болезнь отступила. На десять лет Кабалье оставила оперную сцену.

С этого момента великолепная карьера начала клониться к закату. Но Кабалье, по природе настоящий боец, нашла себя в других качествах - давала концерты, занималась благотворительностью, пробовала себя на эстраде, создавая неожиданные дуэты с поп звёздами и даже учила Баскова.

С Николаем Басковым
С Николаем Басковым

Традиция эстрадных выступлений началась ещё с пения с Френком Синатрой, продолжилась в работе с Фредди Меркьюри, о которой позднее, с Аль Бано и Gotthatd.

Френк Синатра, Дайана Росс, Лучано Паваротти, Монтсеррат Кабалье
Френк Синатра, Дайана Росс, Лучано Паваротти, Монтсеррат Кабалье

С Россией Кабалье связывали тесные отношения начиная с 1974 года, когда она спела Норму в Большом театре. Очень хорошо помню это потрясение - привыкшая к советскому стенобитному пению "чем громче, тем лучше", я была ошарашена ее полутонами, пианиссимо и высоченными нотами, к которым красавица подходила не как атлет к снаряду, в страхе от возможной неудачи, а легко и уверенно. Ее пение было физиологически приятно своей спокойной уверенностью - неудача была исключена.

-12

С распадом СССР она стала первой певицей, которую пригласили новомодные российские продюсеры. Именно ее контракты угробили российский рынок - денег спонсоры не считали, ошалев от громких имен и фонтана нефтедолларов, подлинного размера гонораров западных певцов в России никто не знал, чем и воспользовались чересчур практичные промоутеры. Певице заплатили в разы больше ее обычного гонорара, и нормальный порядок вещей был сломан.

-13

Российские гонорары в итоге послужили причиной налоговых проблем у Кабалье, кто-то в семье неосторожно решил держать деньги в Андорре и не платить налогов.

Последний раз Кабалье вышла на сцену в Венской опере, и закончила карьеру тоже оперой Доницетти "Дочь полка". Смешно сбиваясь с немецкого на французский она доводила до слез своей игрой партнёров Хуана Диего Флореса и Натали Дессей. Ей было 74 года, и она была великолепна в элегантном сиреневом жакете, седом парике и жезлом в руке.

Последний раз я слушала Кабалье в Кремле в июне 2018 года.

С Монтсеррат Марти
С Монтсеррат Марти

Она пела вместе с дочерью Монтсеррат Марти и внучкой Даниэлой, сидя в коляске. Собственно, это была уже совсем другая певица, и только пианиссимо в верхних регистрах звучало как в лучшие годы.

Концерт в Кремле, 5 июня 2018 г.
Концерт в Кремле, 5 июня 2018 г.

Лариса Абисаловна Гергиева однажды сказала, что примадонна - это верхние ноты. Получается, что Кабалье была последней истинной примадонной.

Все фото из открытых источников.