Елена Нечаева о том, как работать двадцать пять лет учителем словесности, о современной поэзии и ее пользе на уроках.
— Елена Валерьевна, вы двадцать пять лет работаете школьным учителем. Какие за эти годы были вдохновляющие моменты, когда понимаешь, что все не зря?
— Это когда удается урок. Какие-то вот такие бытовые вещи: есть интерес детей, их реакция. А еще радостным для меня был конкурс «Учитель года», потому что это была встреча с яркими профессионалами. Тогда это совпало с внутренним кризисом: мне очень хотелось уйти из школы, казалось, что все вокруг тяжело и бессмысленно. И вот эта встреча с людьми, которые живут школой и рады ей, дала мне совершенно другой взгляд на работу. Плюс понимание того, что я в ряду этих людей.
— Вы сейчас сказали, что хотелось уйти из школы. А как часто за эти годы появлялась такая мысль?
— Мысль возникает периодически. Но за двадцать пять лет я ничего не сделала, чтобы уйти из школы (улыбается). Причина таких мыслей только одна — катастрофическая нехватка времени.
Наш труд очень тяжелый. Если относиться к нему серьезно, готовиться к урокам, вникать в детские проблемы, быть на уроке постоянно вовлеченным в процесс, все эти 45 минут работать и работать, то сильно устаешь.
Плюс школьная жизнь очень непредсказуема: все время что-то происходит, меняются расписание или ход событий, внезапно заболевают коллеги, то дети уходят куда-то, то они приходят без подготовки. Вот эта необходимость быстро реагировать на все требует закаленной нервной системы. Я всегда мечтала работать не более восемнадцати часов. Мне нравится проводить серьезные и подготовленные уроки, искать к ним интересные материалы, давать ученикам глубокую обратную связь. А получается, что ты как белка в колесе: бежишь и бежишь.
Плюс наше советское воспитание не позволяет нам подвести руководство. Со временем я научилась останавливаться и заниматься собой. В начале работы казалось, что если что-то не сделаешь, мир рухнет.
— Вы говорили на одном из мастер-классов, что ваша цель как учителя не воспитать будущих филологов, а открыть ученикам мир литературы через интересные уроки. Можно узнать ваш рецепт интересного урока?
— Я не раз попадала в ловушку, пока не поняла, что интересный урок для учителя и ученика — это разные вещи. Чем больше ты знаешь и углубляешься в темы, тем больше тебе хочется делиться наукообразными вещами. Но я себя притормаживаю в этот момент. Я всегда работала в школах, где учатся обычные дети, где нет особенного отбора. Сейчас в инженерной школе, конечно, есть отбор, но не по моим предметам.
Что значит интересный урок? Во-первых, такой урок пролетает незаметно, звенит звонок, и дети говорят: «А что уже конец урока?». Мы продолжаем на перемене что-то обсуждать, хотя у меня есть принцип не задерживать детей. В школе почему-то часто нет уважения к физическим потребностям человека: десять минут переключить внимание, выпить спокойно кофе или воду.
Во-вторых, на таком уроке дети узнают что-то новое, им открывается какая-то грань мира, в этот момент они чувствуют, что это связано с их жизненным опытом. Уроки русского языка и литературы мне нравятся тем, что мы можем показать красоту мира, и для этого не нужно ехать в экзотическую страну, не нужно много денег, даже не надо много свободного времени. Какие-нибудь пять стихотворных строчек могут поразить глубиной, изяществом, необычным сочетанием слов.
— Вы не только учите, но и постоянно учитесь сами: поступили и закончили программу в Высшей школе экономики, приняли участие в конкурсе «Учитель года», создали с нуля сайт для учителей со стихотворениями. Это любовь к постоянной учебе или что-то другое?
— У моей постоянной учебы есть две стороны. Первая — все время поднимаешься по ступенькам лестницы познания. Я училась в конце 80-х и начале 90-х годов, в не самое лучшее время для учебы. Я чувствую потребность в академических знаниях и хочу ее восполнять. Во время обучения ты находишься в кругу интересных, умных и ищущих людей. И это сподвигает на развитие. Да и сам мир меняется, приходят новые технологии.
Представление об учительской профессии «учитель пришел в школу 20 лет назад и все время объясняет одно и то же» еще бытует, а постоянная учеба не дает тебе преподавать так, как пять лет назад.
Обратная сторона — легкое сомнение в своем профессионализме: нужно еще чему-то поучиться, чтобы набраться храбрости заявить о своих наработках и умениях. Сайт и инстаграм стали для меня своеобразным «чему я научилась». Все время есть сомнения, что можно сделать больше и лучше.
Но я пришла к тому, что иногда нужно перестать учиться и начать делать. Непрерывная учеба иногда может стать способом спрятаться от самого себя, оправданием для того, чтобы не делать свой проект. Ты начинаешь думать: «вот еще немного поучусь, и тогда...», «вот сейчас это освою, и тогда я...». Просто нужно начать делать
Я очень благодарна Евгении Семеновне Абелюк, которая меня очень поддерживает, она буквально заставила начать всем этим заниматься. Нам всем нужен такой человек, который будет нас немножко «подпинывать».
— Вы автор сайта «Не_стихнет. Хорошие стихи для хороших уроков». Как думаете, что подобные проекты дают учителям?
— Любой человек иногда приходит к мысли, что ему хочется делать что-то полезное для общества. Сама учительская профессия про это же. Но в последнее время у меня возникает диссонанс. Раньше было четкое представление, что я делаю и зачем. Сейчас не очень понятно, чему нужно учить детей, что важно и что им реально в жизни пригодится.
Запросы на официальном уровне и на уровне профессионального сообщества очень разные. Ученики должны ЕГЭ хорошо сдать, но кроме экзаменов есть жизнь, она не может заканчиваться на проверочных и экзаменационных работах. По этой дороге сложно идти. Как будто у тебя нет точной обратной связи. Все проекты, которые ведут учителя, дают такую обратную связь от близких по духу людей. Создание проектов — это еще и возможность проявить свою индивидуальность. Мой сайт — это элементарное желание поделиться с коллегами тем, что есть у меня.
— На сайте у вас есть вопрос: «Зачем детям современная поэзия на занятиях?». Можно услышать ваш ответ на него?
— Мы все время забываем, насколько наши ученики — дети. Школьники пятых и седьмых классов — это дети. Мы писали как-то диктант по сказочному тексту, ученики начали спрашивать, а что это за история, что было дальше. Меня это удивило, казалось, что они такие взрослые, какие им сказки. Частенько взрослые относятся с неуважением к детским интересам и проблемам. Нам кажется, что если дети маленькие, то и проблемки у них маленькие, только у нас, взрослых, большие проблемы могут быть.
Детская поэзия говорит с детьми об их сложностях, чувствах, об их мире. Я, конечно же, с учениками обсуждаю крепостное право и «Муму» Тургенева, читаю «Косцов» Бунина или «Степь» Чехова. Но где детское «поссорился с другом», «влюбился в девочку», «сложные отношения с мамой»? Мы всегда помним, что литература — это о человеке. Ребенок сидит и думает, что эти тексты о каких-то человеках, но не обо мне, где тут я сам?
В школьной литературе у нас очень мало ребенка. Поэтому изучение современных текстов — это один из способов вернуть ребенка к ребенку и поговорить о его эмоциях. Плюс современный язык. Язык Бунина, Чехова и Тургенева для ребенка остается чем-то далеким. Я не буду оспаривать важность и нужность изучения произведений этих авторов. Но люди сейчас говорят по-другому. В конце года в пятом классе мы прочитали «Вафельное сердце» Марии Парр, детям очень книга понравилась, мы смеялись и плакали вместе с героями, пекли вафли. Потом я увидела объявление, что Мария Парр приезжает в Россию. Я зарегистрировалась и спросила у детей, есть ли желающие поехать со мной. Была уверена, что захотят два-три человека. Поехал весь класс.
Они очень удивились тогда, что писатель — это не только памятник, но еще и живой человек. Литература — она живая, она создается здесь и сейчас, она ищет новые пути, задает много вопросов.
— Можете назвать несколько имен современных поэтов, которые вам очень симпатичны, вызывают уважение?
— Михаил Яснов. Поражаюсь, когда он все успевает делать. У него замечательные стихи на разный возраст и на разные темы: от совсем детских до глубоких и сложных, например, о смерти и потере.
Безусловно, Григорий Кружков. Кружков и Яснов еще занимаются переводами, знакомят нас с образцами английской и французской поэзии. Еще Марина Бородицкая. Все они занимаются огромной просветительской работой.
Импонирует веселый стиль Маши Рупасовой. Очень симпатична Галина Дядина. Из зарубежных больше всех на свете я люблю Уолтера Де ла Мэра.
С подачи Михаила Яснова я открыла для себя Валентина Берестова. Знала определенный круг его детских стихов, но познакомилась и с его взрослой поэзией.
— Вы много работаете, учитесь, ведете проекты, а откуда берете вдохновение? Как после работы восстанавливаетесь?
— Сайт и инстаграм сейчас являются этим ресурсом. Мне нравится делать красивые картинки, я прошла несколько курсов обучения как делать презентации, как вести инстаграм.
Я заметила, что когда очень устаю и у меня миллион дел, масса тетрадей, то я все бросаю и пишу пост в инстаграм. Но без «быстрее, выше, сильнее». Делаю все в удобном для себя темпе. Идти погулять в красивом месте, побыть с семьей, поболтать с друзьями, сходить в книжный и купить сто пятьдесят книг — такие же способы восстановления, как и у всех. А еще меня очень успокаивает перебирание книг.
— В конце интервью мы спрашиваем у опытных учителей, какие они советы, рекомендации, пожелания могут дать начинающим педагогам. Поделитесь, пожалуйста, своими советами.
— В тяжелые минуты важно не забывать о нашей миссии: именно мы, учителя русского языка и литературы, открываем ученикам некоторые грани этого мира. Если расскажем ярко, интересно, красиво, то у ребенка будет ресурс языка и литературы. Он всегда найдет, что почитать в нужный момент, он сможет говорить именно то, что думает, точно выражать свои мысли, легко контактировать с другими людьми, вести дневники. Мы даем детям в руки нужные инструменты. Часто мы делаем рутинную работу: пишем диктанты, запоминаем жи-ши, учим правила, выделяем корни, но все это ведет ребенка к умению выражать свои мысли. Мой совет — помнить, что вы делаете важное и нужное.
Не забывайте сохранять все интересное, что вы встречаете. Тексты, моменты, иллюстрации, видео, делайте подборки
А еще не раздавайте тетрадки на самом уроке (улыбается), лучше это сделать на перемене. Когда мы раздаем тетрадки с самостоятельными с прошлого урока, то теряем минут десять нового урока. Детям надо это обсудить, пережить. Лучше не забывать о такой вот технической стороне учебного процесса. Какие тетрадки, какими ручками, важно продумать эти правила. Я недавно пришла замещать учителя, а мне дети говорят: «Сегодня пятница, мы занимаемся в рабочих тетрадях и делаем упражнения». Сели и стали заниматься. Это очень удобно всем. Хоть я сама и не очень это умею. И никогда не терять присутствия духа!
Автор: Оксана Сергеева
Рубрика: Человек из профессии