Ехал я как-то домой. Из кузни. Уставший. Очень уставший. Кто помнит сцену из "Джентльменов удачи" с батареями может представить - насколько уставший. Мало того - ухитрился так неудачно потянуть поясницу, что ноги отказывались ходить... Такое бывает, когда перенапряжёнными мышцами защемляет диск между позвонками... И все мысли, путающиеся от боли: "Как бы сесть, чтобы не было больно, как бы дойти до дома от метро, и как бы исхитриться дома "вытянуть" позвонок на место?!". Сел я в почти пустой вагон, а через четверть часа он был полон.
Я немаленький мужик, но старался сидеть собрано - насколько позволяла спина, и так получилось, что с обеих сторон ко мне подсели девушки, из них как раз, из обеих, полменя бы вышло. Я им не мешаю, они - мне. Едем, народ стоит, я пытаюсь дремать и попадать в так покачиваниям вагона, чтобы непроизвольно не кривиться от боли в пояснице, и не пугать людей гримасами.
Тут какая-то суматоха у дверей, какие-то разговоры. Смотрю туда - стоит мужик, примерно моих лет, бледный, седой, дохлый и на костыле. Ну, стоит и стоит - народу много выходило, мог бы сесть, если б захотел - думаю, - или ему выходить, не хочет продираться через толпу. Закрываю глаза, и только собираюсь задремать... "НЕТ, СПАСИБО! ПУСТЬ МНЕ ЛУЧШЕ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК УСТУПИТ!" - открываю глаза, а рядом полустоит девушка, а на меня инвалид в упор смотрит. Типа это я должен ему уступить. Пожимаю плечами, и... Остаюсь сидеть. Мне ещё три станции. Я не "молодой человек". И не приемлю приказной вежливости.
Инвалид лезет через пол прохода между скамейками, встаёт надо мной, и начинает ныть, про "Здоровых лбов, не уступающих места инвалидам", упадок морали утерю нравственного стержня ориентиров... Ноет долго, две остановки. Я смотрю на него, и молчу. За ним два свободных места уже образовалось, в вагоне народу мало стоит, в основном у дверей. А инвалид всё нудит и нудит... А потом начинает мне на ноги ставить костыль. Ну, это он зря - у меня "гриндера", титановые вставки, чтобы пальцы не раздробило, если что уронят. И тем более, зря он на костыль весом налёг - я как раз встал, ме-е-едленно, подтягиваясь руками на поручне, потому что ноги не держали, а от любого напряжения в пояснице, от боли в глазах темнело - и уронил инвалида на пол. Встал и вышел. В тишине.
У меня есть знакомые инвалиды. Кто-то совсем неходящий, кто-то выглядит нормально - пока не начнёт двигаться. Отношение их, к таким, "инвалидам", скажем так, отрицательное. По многим причинам. Понять эти причины, можно только побывав в их шкуре, и пожив так с годик. Я немного их проблемы понимаю... Сложная жизнь была у меня, да.
Так вот, про вежливость. Тот инвалид мог сесть много раз, стоять на костыле, держась за поручень, в плотной толпе - не проблема, ему девушки места уступали, что, кстати, правильно - им лет по двадцать было, и ничего тяжелее сотового они в руках не держали... Но... Надо было домотаться до меня. Пытаться принудить меня "быть вежливым". За что и пострадал... Правда, скорее морально.
Все эти тётки, бабки, тёлки, что требуют уступать им место, всё это нытьё, крики, визг, про хамство, невежливость и "надо уступать!", всё это умерло во времена СССР. Сейчас каждый, подчёркиваю - каждый имеет право сам решать, быть ему вежливым или нет, уступать ли место, подавать пальто и придерживать дверь, платить ли в кафе за двоих, а главное - кому это делать, а кого игнорировать. Эра безраздумной вежливости ушла, и пусть на меня шипят те моральные уроды, с кем я не здороваюсь при встрече и не подаю руки, те шмары, к которым я не обращаюсь на "вы" и отношусь как к животным, и те пожилые хамы, которых я посылаю в пеше-эротическое, а пару раз, помогал им выйти, вместе со мной, точно раньше их остановки - чтобы у остальных пассажиров воздух стал чище.
Будьте вежливы. Будьте добры. И никому не позволяйте вам навязывать это светлое желание насильно.