Евгений Вучетич — скульптор, который прославился в мире благодаря трем работам. Среди них - бронзовый монумент советскому воину-освободителю в Трептов-парке Берлина, аллегорическая статуя «Перекуем мечи на орала», находящаяся перед зданием ООН в Нью-Йорке и мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде, вершина которого — монумент «Родина-мать зовет!». Последняя из них считается шедевром искусства.
История создания
Ансамбль строился с 1958 по 1967 год. Скульптура «Родина-мать» на протяжении 22 лет оставалась высочайшим памятником в Европе.
Композиция, общим весом почти 8 тыс. тонн, изготовлена из напряженного железобетона.
Изнутри фигура полая. Жесткость каркаса обеспечена постоянно натянутыми металлическими тросами. Но об этом забываешь, глядя на величественное изваяние.
С каких женщин Вучетич лепил скульптуру
Образ «Родины-матери» был собирательным. Сын скульптора утверждал, что образ вдохновлен древнегреческой скульптурой Ники Самофракийской. Застывшая динамика этой фигуры, и силуэт ноги, и складки одежды как будто свидетельствуют об этом.
Существует мнение, что на скульптора подействовал и образ Марсельезы на барельефе Триумфальной арки в Париже. Об этом говорят и открытый рот, и раскинутые руки.
Но известно, что во время работы над статуей, скульптору позировала спортсменка-дискобол Нина Думбадзе. Заместитель директора мемориального ансамбля на Мамаевом кургане подтверждает предположение о том, что за основу взята фигура Нины Думбадзе. Но добавляет, что лицо автор лепил с жены. Он даже называл саму скульптуру ее именем – Верочка.
Какие еще есть мнения
За годы, прошедшие после смерти скульптора, еще три женщины заявили, что позировали для образа «Родина-мать». Это жительница Барнаула Анастасия Пешкова - сотрудник Художественного фонда РСФСР. Женщина утверждает, что однажды попала в мастерскую скульптора и позировала для него.
Этот рассказ похож на правду, поскольку совпадает с первоначальным замыслом Вучетича: женщина со знаменем стоит перед коленопреклоненным солдатом.
О подобном заявила и Валентина Изотова, которую Вучетич якобы приметил в ресторане «Волгоград» и уговорил позировать. Бывшая официантка Валентина узнает в линиях изваяния собственный силуэт.
Наконец, об этом же сообщила и спортсменка Екатерина Гребнева, которая позировала помощникам Вучетича в мастерской три месяца. Она позировала и с развевающейся тканью под вентилятором, и с открытым ртом. Женщина признается, что сам скульптор в мастерской так и не появился.
Сложно сказать, кто из них прав. Но с самого момента создания, образ «Родины-матери» - это сплав впечатлений и результат упорного труда.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте, делитесь публикацией в соцсетях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!