Что такое федеральный закон ФЗ-115, известно уже любому предпринимателю, у которого открыт счет в банке.
Это закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Мы постоянно работаем с обращениями предпринимателей по блокировкам счетов по основаниям, указанным в этом законе, отказам в проведении платежей, отказам в обслуживании и конечно же - во взимании повышенной комиссии банками за закрытие счета.
По нашему мнению, указанная норма ограничивает свободу предпринимательства; странна сама по себе , начиная с названия, где объединились экономические понятия и терроризм. А главное - она создаёт почву для злоупотребления банками своими полномочиями.
Возможно, законодатель тоже уловил "душок" от правоприменительной практики этого закона, так как начались позитивные изменения:
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 536-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма""
Вступил в силу в конце января 2021 г.
Вот что там самого интересного:
пункт 13_1 дополнен
"В случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, предусмотренного пунктом 11 настоящей статьи, такая организация обязана представить клиенту, которому отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, публичными правилами, и в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения операции"
пункт 13_3 дополнен:
"Информация, полученная от Центрального банка Российской Федерации по основанию, изложенному в абзаце первом настоящего пункта, не может использоваться указанными в абзаце первом настоящего пункта организациями в качестве единственного основания при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма"
Собственно, что тут главное:
- банк не может огульно распоряжаться вашим счетом, блокировать его и ссылаться на тайну работы своего отдела комплайенса - теперь он обязан раскрыть причины блокировок и отказов в платежах;
- банк может получить данные из ЦБ о степени надежности юридического лица, но использовать только эти данные - мало. Банк должен основываться и на данных о собственной работе с клиентом, выявить критерии подозрительности. И за эти выводы придётся отвечать банку.
___
На этом бы можно было поставить точку, но банкиры почувствовали, что денежный краник прикрывается, а уровень ответственности повышается. Под давлением их обращений ЦБ совершенствует так называемую платформу ЗСК, охватывающую деятельность юрлиц (кроме госорганов).
В новой редакции пресловутого 115-ФЗ скорее всего будет оговорка, что если банк пользуется данными именно указанной платформы при блокировке счёта, ответственности он не несёт, так как требования закона соблюдает и нарушений перед ЦБ нет.
Но это уже хоть что-то. В таких условиях можно работать ит спасать деньги бизнеса от недобросовестного изъятия. Мы умеем это делать. Если вам заблокировали счет без объяснения причин или сняли комиссию за закрытие счёта в баснословном 10-30 % размере - пишите, мы поможем.
Еще больше интересной информации в нашей группе Вконтакте
Головной офис: (982) 717-41-45