Сегодня мы затронем такую сложную медицинскую область, как психология. А именно, поговорим о психологических травмах. Какие они бывают, из-за чего происходят? Какие люди наиболее подвержены возникновению посттравматического стрессового расстройства и что это такое? К каким выводам по поводу всего этого пришла современная и не очень медицина?
Ученые выяснили, что биохимию мозга способно нарушить и изменить одно-единственное переживания крайнего ужаса. Такое событие делает людей, переживших его, очень чувствительными к разрушительным выбросам адреналина на протяжении всей жизни (адреналин – это гормон, который выбрасывается в нашу кровь в экстренных ситуациях. С одной стороны, он помогает не чувствовать боль какое-то время после получения серьезной травмы, помогает мобилизовать все наши внутренние скрытые резервы для спасения жизни, но с другой стороны, адреналин очень истощает наш организм во время этих выбросов, что, мягко говоря не является полезным. Другими словами, это вещество необходимо нам для выживания в экстремальных ситуациях, но оно же и истощает наш организм).
Основной фактор посттравматического синдрома
Ученые выяснили, что основным фактором в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) является именно чувствительность к адреналину. После психологической и связанной с ней физической травмы человек болезненно воспринимает любые, даже самые обычные события. ПТСР наносит поражение ветеранам различных битв; выжившим в катастрофах; пострадавшим от преступлений и другим.
Ряд исследований посттравматического синдрома доказал, что при сильном стрессе изменяются определенные участки мозга. Это означает, что ПТСР имеет под собой биологическую основу. Некоторые ученые уверены в возможности создания лечения биологических изменений при посттравматическом стрессовом расстройстве. Доктор Деннис Черни из Йельского Университета считает, что жертвы разрушительной травмы способны измениться биологически на всю свою жизнь. Неважно, был ли это ужас сражения, пытки и насилие в детстве или какая-либо катастрофа. Абсолютно все неконтролируемые стрессы могут иметь биологические воздействия.
Также доктор Черни утверждает, что спровоцировать биологические изменения в мозге может только запредельный стресс. Это может быть связано с невероятной угрозой здоровью или жизни, во время которой человек не способен контролировать ситуацию. Менее серьезные стрессовые ситуации (например, финансовые трудности) не вызывают биологических изменений в мозге.
Чем сильнее психологическая травма, тем выше вероятность возникновения ПТСР. Однако, даже на сегодняшний момент ученые-психиатры не могут понять почему у одних людей, переживших какую-то серьезную стрессовую ситуацию, возникает посттравматический синдром, а у других - нет. И до сих пор не ясно, почему у одних симптомы длятся много лет, а у других они исчезают в достаточно скором времени. Происходит это спонтанно или после терапии – тоже не понято.
Возможно, психологическая помощь провоцирует и активизирует защитные механизмы самого организма больного, что провоцирует выздоровление. Но не для всех психологические методики эффективны. От чего это зависит, тоже сказать достаточно сложно. Возможно, от самого человека, а возможно, от психотерапевта. А может, и от всего сразу.
Биологические изменения при посттравматическом синдроме
Биологические изменения происходят в трех областях.
· Во-первых, в голубом пятне – структуре, регулирующей производство мозгом катехоламинов (гормонов, мобилизующих нас в случае опасной ситуации). Во время ПТСР голубое пятно становится слишком активным и выделяет критически много гормонов, даже если угрозы жизни человека нет.
· Во-вторых, увеличивается высвобождение кортикотропина (гормон, который влияет на организм в критической ситуации). Его количество регулируется той частью мозга, которая связывает гипофиз с гипоталамусом.
· В-третьих, слишком активной становится и опиоидная система мозга, что притупляет ощущение боли. Это состояние провоцирует «эмоциональное отупение». В том числе оно проявляется и в утрате способности к проявлению и ощущению нежных чувств.
Те люди, которые пережили какую-то страшную ситуацию, как правило, имеют какие-то шрамы, ожоги и другие травмы. И они становятся напоминанием о страшном событии. Особенно это проявляется у тех, кто навсегда остается обезображенным или испытывает постоянную боль.
Группа риска
Истерию, тревогу, депрессию, гнев, чувство вины испытывают жертвы серьезных стрессовых ситуаций. Но ученые относят к жертвам не только самих травмированных, но и тех, кто оказывает помощь пострадавшим: семья, друзья, и, что интересно, спасатели. Доказано, что некоторым из спасателей достаточно сложно восстановиться после оказания помощи пострадавшим. На их психику регулярно оказывается серьезное давление, которое достаточно сложно преодолеть.
Серьезную психологическую травму испытывают и родственники погибших. Особенно, когда смерть стала неожиданностью, например, авто или авиакатастрофа. Смерть непредвиденная и беспощадная приводит к тяжелому стрессу и разрушительным психологическим последствиям. Обстоятельства катастрофы только усиливают травму. Например, в сезон отпусков семья ждет воссоединения, но все разрушается в единый миг.
Серьезному стрессу подвержены и первые реагирующие (пожарные, врачи, полицейские, сотрудники морга). Они сталкиваются с ужасающими картинами, которые нередко преследуют их до конца жизни. Ученые заметили, что состояние сотрудников экстренной помощи особенно усугубляется, если они трудятся, выходя за пределы своей выносливости (что часто случается при авариях).
Психологическому риску подвергаются и те, кто приходит на помощь семьям пострадавших, те, кто оказывает им моральную поддержку. Особенно это заметно у тех, кто эмоционально поддерживает и консультирует родных пострадавших. Доктор Б. Рафаэль в своей книге «Когда случается несчастье» выделил три основных источника стресса у тех, кто оказывает помощь:
1. Очень близкое столкновение со смертью, которое напоминает человеку о его собственной уязвимости.
2. Разделение боли с жертвами и их семьями, выражающееся в эмоциональной идентификации (ассоциации себя с жертвами).
3. Ролевой конфликт и неопределенность.
Существуют и другие жертвы катастроф. Это, например, сотрудники авиакомпании, руководители и служащие, персонал аэропорта. Один из кассиров авиакомпании до сих пор помнит, как в последнюю минуту посадил в самолет, позже разбившийся, мать с двумя детьми.
Тяжелые травмы возникают и у несправедливо осужденных, понесших наказание в виде тюремного срока, а также у военнопленных и политических заключенных. Такая травма рискует остаться у человека на всю жизнь. Она проявляется в кошмарных снах, отдалении от близких людей, тревожности и глубокой депрессии. Солдат учили сражаться, а не попадать в плен. Они не понимают, что делать в такой ситуации. Сотрудничать и выжить или отказаться взаимодействовать и умереть?
Для того, чтобы нанести человеку серьезную психологическую травму, достаточно просто отдалить его от своих товарищей. Человек – существо биосоциальное. Он может вытерпеть боль, но не изоляцию.
Таким образом, психологические травмы весьма различны. Их исследованием и лечением медицина озадачена до сих пор, ведь нет области более непредсказуемой, запутанной и непонятной нам, чем человеческая психика. Каждый человек уникален и непредсказуем. То, что подходит для восстановления психологического состояния одного, может быть совершенно не эффективно для другого. Специалистам в данной области приходится не легко. Но будем надеется, что рано или поздно мы научимся исцелять даже самые сложные психологические травмы.
Всем добра и здоровья! Пусть у вас все будет хорошо!
Спасибо за внимание!!!