Все начинается с выбора бизнес-идеи и ниши, в которой есть желание строить бизнес. После выбора бизнес-идеи, ее нужно проверить, валидировать. А также важно получить експертное мнение минимум от двух людей, которые уже добились успеха в этой нише. Обязательно нужно посчитать, сколько денег требуется на запуск проекта: для этого разрабатывается финансовая модель проекта.
Как именно выбрать нишу или бизнес-идею? Опирайтесь на такие значительные факторы, как любовь к делу или проблематике, наличие компетенции, возможность реализации проекта, ликвидность, размер спроса и размер среднего чека. Чем больше критериев одновременно сходится, тем больше шансов достичь успеха.
ГДЕ ИСКАТЬ ИНВЕСТОРА?
Перед поиском инвестора необходимо представить, кто ваш идеальный инвестпартнер. Есть два типа инвесторов: профессиональные и непрофессиональные. Первые – это венчурные инвесторы и инвестиционные фонды. Непрофессиональных называют "бизнес-ангелами": обычно это топ-менеджеры или представители сферы, которые получили капитао легким путем, например в наследство.
Кроме этого, определитесь, в какой форме инвестиций Вы заинтересованы больше: займ или кредит или выкуп, участие в доле бизнеса.
Инвестиционного партнера можно подбирать по личностным факторам, профессиональной деятельностью, сфеерой интересов и т.д.
Это может быть человек с близкого круга окружения:
- знакомые из телфонной книги;
- контакты ваших контактов;
- клиенты/поставщики/партнеры
Такие контакты можно назвать "теплыми" . "Холодные" же контакты можно искать через:
- интернет-ресурсы;
- профильныее конференции;
- бизнес-сообщества.
Есть и другая, особенная, категория контактов. К ней принадлежат:
- Клиенты Премиум банкинга
- Клиенты риелторских компаний
- Клиенты элитных фитнес-центров
- Клиенты элитных автосалонов
- Клиенты брокерских компаний.
ПЕРЕГОВОРЫ. С ЧЕМ ИДТИ?
Даже если вы познакомились с потенциальным инвестором вживую, скорее всего, ваше общение продолжится по почте. Подготовьтесь к этомку заранее.
Вам нужен:
- Шаблон письма
В нем должно быть приветствие, информация о том, где и как был получен контакт, суть предложения, коротко о проекте, призыв к действию и контакты.
- Тизер презентации
На одном слайде расскажите о том, кто вы и почему вы интересны, что у вас есть сейчас и к чему вы стремитесь, что вам нужно и что вы предлагаете взамен.
- Инвестиционная презентация
Такая презентация должна содержать:
- сформулированную цель;
- опыт команды (ответ на вопрос "почему вам можно верить?");
- бизнес-идею (" что происходит в отрасли?");
- проблемы,которые обнаружены в отрасли, и какие из них решает проект;
- что вы стремитесь получить от инвестора (сколько, на какие потребности, когда);
- выгоду участия в проекте для инвестора;
- контакты.
ВРЕМЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Итак, вы достучались до инвестора. Важно осознавать, что деньги никто просто так не дает. Вместо этого, вы продаете, а инвестор покупает. С этим майндсетом в переговоры вступать легче.
Существуют такие типы переговоров:
- публичное выступление (питч-сессия)
- выступление перед аудиторией инвесторов
- личные встречи
- elevator pitch
Первые два работают как подогрев для дальнейшего общения в письменном или личном формате. Собственно переговоры при личных встречах являются более детализированными и ключевые вопросы оговариваются именно во время такого формата. Elevator pitch – короткий рассказ про концепцию продукта, проекта, сервиса. Такой тип презентации предусматривает, что в 100-150 словах предприниматель сможет объяснить суть своей идеи и ее привлекательность для инвестора.
Соберите информацию о потенциальном инвесторе с открытх источников заранее. А в процессе презентации или перговоров сфокусируйтесь на потребностях инвестора и рассказывайте про собственный проект так, чтобы инвестор понял, как этот проект позволит ему быстрее достичь своих целей.
Если переговоры не складываются, попросите обратную связь: сильные и слабые стороны, что поменять, какие могут быть советы. Вполне возможно, что среди знакомых инвестора найдется другой человек, которому будет интересен проект.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРА
К оформлению договора лучше привлечь юриста. Он выступит инструментом, но договор за вас продумывать не будет. Позаботьтесь о том, чтобы оформить:
- цели и условия входа сторон в партнерство,
- условия управления компанией партнерами,
- цели и условия допуска новых партнеров в компанию,
- виход из партнерства.
Все это проговаривается индивидуально, закрепляется в учредительных документах, корпоративных и трудовых договорах и не регулируется законодательно. Чтобы предусмотреть все юридические риски, условия сотрудничества с инвестором стоит отметить и в Уставе предприятия.
Регистрацию юридического лица можно совершить в органах регистрационной службы по месту регистрации юридического адреса. Иле же у частного нотариуса. Этот процесс не занимает много времени и даже происходит быстрее, чем заграницей.
Итак, теперь у вас есть полное руководство по привлечению инвестора в бизнес. Правильно распоряжаясь полученными инвестициями, у вас есть все шансы вывести свою компанию на новый уровень.