Найти тему
В поисках красоты

🌺 Как превратить обычную керамику в произведение искусства

Оглавление

Предыстория

Какой образ возникает в нашем сознании при слове керамика? Чаще всего — некий абстрактный глиняный горшок, покрытый стекловидной глазурью с крайне незамысловатым дизайном. Хотя, иногда в воображении может возникнуть нечто более изящное: хрупкие изделия европейского фаянса или даже нечто совершенно неподражаемое — прекрасный фарфор.

Подобный разброс образов и представлений вполне логичен: керамика, фаянс и фарфор - суть одно и тоже. Хотя правильнее сказать, что фаянс и фарфор - это разновидности керамики.

В основе всех трех лежит одна общая составляющая - скучная, прозаичная и совершенно неинтересная - глина. Однако, это в тоже время самый доступный, легкий в использовании и очень пластичный материал, который фактически был первым материалом для создания посуды.

Керамика фирмы Руквуд
Керамика фирмы Руквуд

Что и говорить: сейчас само понятие посуды у нас чаще всего ассоциируется именно с керамикой, хотя формально она появилась в обиходе человека только в 7-6 тысячелетиях до н.э. И первоначально это были действительно довольно простые изделия, лишенные блеска и изящества. Но позже, примерно на рубеже 4-3 тысячелетий до н.э. ситуация коренным образом поменялась: на свет появился фаянс.

Формально фаянс — это все та же керамика (и именно его мы чаще всего имеем в виду, когда произносим слово «керамика»): изделия сделанные из пористой и рыхлой глиняной массы, представляющей собой смесь глины, извести и кварца.
Ключевым отличием фаянса является глазурь — стекловидная масса, которой покрывают керамическое изделие перед вторым обжигом для придания ему блеска и большей декоративности. Кроме того, глазурь значительно увеличивает влагостойкость глиняного изделия, делает его поверхность более гладкой.

Как вы думаете, кому принадлежит честь первооткрывателя фаянса? Конечно — древним египтянам. Любовь этой цивилизации к эмалям была поистине безграничной: для них это был ювелирный материал, стоивший подчас в разы дороже золотых изделий (о странных предпочтения в мире древнеегипетских украшений можно больше узнать здесь).

Ваза "Бледный нарцисс" из керамики Rookwood, украшенная серебром, дизайн Салли Койн, около 1902 года
Ваза "Бледный нарцисс" из керамики Rookwood, украшенная серебром, дизайн Салли Койн, около 1902 года

Естественно, что и посуда, часто выполнявшая декоративные функции или призванная служить предметом культа, показателем роскоши и социального положения тоже должна была обладать стеклянным блеском и неповторимым дизайном.

Иначе говоря, именно благодаря странным верованиям и предпочтениям древних египтян у нас на кухнях до сих пор имеются в изобилии фаянсовые кружки икеевского образца, блеск которых правда уже не так уникален и привлекателен.

Современная цивилизация отнюдь не первая историческая эпоха крайне высокомерно относящаяся к скромным фаянсовым изделиям. Так, древние греки и римляне больше предпочитали чистую терракоту (так называют керамические изделия, непокрытые глазурью и после обжига получающие характерный красно-бурый оттенок). На востоке же наоборот — открыли секрет производства более изысканной и тонкой разновидности керамики — фарфора.

Ваза Rookwood в серебряной оправе, дизайн Жозефины Зеттель, около 1891 года
Ваза Rookwood в серебряной оправе, дизайн Жозефины Зеттель, около 1891 года
Ключевым отличием фарфора от фаянса является химический состав исходного материала: в фарфоре значительно меньше глины (в фаянсе она составляет до 85%) и больше других примесей, таких как полевой шпат, кварц и другие, а в основе — особый вид белой глины, так называемый — каолин. Благодаря этому фарфор не имеет пористой структуры в отличии от фаянса и обладает значительно большей прочностью, белизной, а потому и ценится намного выше.

Естественно, что после того как фарфор попал в Европу — на рубеже 16-17 веков, - о его более скромном собрате — фаянсе, практически все позабыли. Фаянс, а с ним и само понятие «керамика» стал элементом чего-то сосем простого, обычного. Керамическая посуда превратилась в достояние бедняков и средних слоев населения.

Кувин Rookwood, около 1892 года.
Кувин Rookwood, около 1892 года.

К счастью в истории декоративного искусства был эпизод, радикально перевернувший представления о ценностях художественных материалов, возродивший давно утраченные ремесла и технологии. Имя этому явлению было Модерн или Арт Нуво — великий и самый прекрасный художественный стиль.

С этим стилем связано и возрождение интереса к миру обычной керамики, лишенной изящной и аристократичной белизны фарфора, но не смотря на это, не менее красивой.

Руквуд — керамика, созданная женщинами.

После того, как мы разобрались с основными понятиями (пусть и несколько упрощенно, да простят мне это преступление любители керамики) предлагаю погрузиться в изучение перипетий художественного мира керамики эпохи Модерна на примере творчества одной американской фирмы, получившей в эти годы широкую известность..

Ваза с изображением маков Разработана и декорирована Джозефиной Э. Зеттель, изготовлена ​​Rookwood Pottery, 1899 год.
Ваза с изображением маков Разработана и декорирована Джозефиной Э. Зеттель, изготовлена ​​Rookwood Pottery, 1899 год.

Справедливости ради стоит отметить, что керамика в те прекрасные годы пережила второе или третье (если считать раннее средневековье) рождение. А потому фирм и фирмочек, занимавшихся производством простых керамических изделий и шедевров из фаянса, было великое множество даже в масштабах отдельно взятой страны. Но Руквуд или точнее Rookwood Pottery была в их ряду особенно примечательной. Дело в том, что эта американская компания была основана женщиной.

Мария Лонгворт Николс Сторер (20.03.1849 — 30.04.932) являлась представительницей богатой и влиятельной семьи, возможно самой богатой в Цинциннати (США, штат Огайо) в то время. Она получила хорошее образование, с юных лет увлекалась изобразительным искусством и была поклонницей, а в последствии — покровительницей, изящных искусств, и даже обучалась в Художественной школе Цинциннати.

Ваза, спроектированная и декорированная Констанс А. Бейкер, изготовленная Rookwood Pottery, 1900 год.
Ваза, спроектированная и декорированная Констанс А. Бейкер, изготовленная Rookwood Pottery, 1900 год.

Трудно сказать когда именно у нее возникла идея создания собственной фирмы по изготовлению керамики. Но уже в 1870-х годах она начала изучать технику росписи фарфора под руководством немецкого иммигранта химика-керамиста Карла Лангенбека, а затем — под руководством опытного инструктора Бенна Питтмана. Однако основным поворотным моментом в ее жизни, по-видимому, стало посещение международной выставки в Филадельфии 1876 года.

Стандартная глазурованная ваза с декором в виде ромашек,Руквуд, работа Артуса Ван Бриггла, 1888 год.
Стандартная глазурованная ваза с декором в виде ромашек,Руквуд, работа Артуса Ван Бриггла, 1888 год.

Официально она называлась «Международная выставка искусства, промышленных изделий и продукции почв и рудников», но в США она еще именовалась «Столетней выставкой», так как была приурочена к столетнему юбилею со дня подписания декларации независимости.

Именно на этой выставке широкой публике были впервые представлены такие изобретения как телефон, печатная машинка (Remington № 1), а также попкорн и кетчуп.

Но для американцев, и в частности для Марии Лонгворт, гораздо более значимым последствием выставки было осознание ограниченности собственного декоративного искусства в сравнении с европейскими шедеврами.

Стандартная ваза с глазированными ручками, украшенная парой гусей, Руквуд, работа Дэниела Кука, 1895 год.
Стандартная ваза с глазированными ручками, украшенная парой гусей, Руквуд, работа Дэниела Кука, 1895 год.

Особенно невыразительно выглядела керамика, имевшая скорее исключительно утилитарные дизайн и функции. При этом уже на тот момент в США были очень талантливые художники-керамисты, творчество которых, тем не менее, было не очень широко известно.

Мария решила изменит эту ситуацию и добиться признания для американской керамики, равно как и для американских художников. Благо эпоха и нравы располагали к творческим поискам и достижениям.

Стандартная глазурованная ваза, украшенная настурциями, Руквуд, работа Элизабет Линкольн, 1901 год
Стандартная глазурованная ваза, украшенная настурциями, Руквуд, работа Элизабет Линкольн, 1901 год

Уже в 1879 году Мария Лонгворт вместе со свое подругой художницей-керамистом Мэри Луизой Маклафин заказала печи для глазури и начала создавать первые образцы керамики (точнее, как мы помним, - фаянса), расписывая их в соответствии со своими представлениями о дизайне и декоре.

А в 1880 году отец подарил ей отреставрированное здание бывшей школы и она смогла основать собственную компанию по производству керамики и фарфора. Название для фирмы было выбрано в честь семейного поместья Лонгвортов — Руквуд.

Стандартный глазурованный кувшин, украшенный желтыми дикими розами, Руквуд, Мэри Нурс,  1894 год.
Стандартный глазурованный кувшин, украшенный желтыми дикими розами, Руквуд, Мэри Нурс, 1894 год.

Поскольку главными ориентирами для Марии были достижения французской и японской керамики — невероятно изящной и экзотичной, - она на первых этапах всячески стремилась воплотить их основные черты в своей продукции.

Так, одной из самых первых известных ваз, выпущенных молодой компанией, была «Ваза Алладина» 1882 года, причудливо воплотившая в себе как символы, характерные для японского декоративного искусства (изображение дракона и сома), так и западноевропейскую эстетику и изящество.

Ваза "Алладин", Руквуд, 1882 год
Ваза "Алладин", Руквуд, 1882 год

Однако, большинство первых образчиков керамического производства были далеко не так интересны. Молодой компании было кране сложно угнаться за достижениями европейских мастеров, а потому Руквуд в основном выпускала вазы и кувшины с дизайном в виде рельефа на цветной глине в красных, розовых, серых и зеленых тонах. Некоторая степень разнообразия достигалась за счет использования позолоты, штампованных узоров или металлических украшений.

Стандартная глазурованная ваза с бутонами, украшенная анютиными глазками, Руквуд, работа Ирен Бишоп, 1900 год.
Стандартная глазурованная ваза с бутонами, украшенная анютиными глазками, Руквуд, работа Ирен Бишоп, 1900 год.

Лишь спустя несколько лет, когда штат фирмы расширился за счет привлечения многочисленных талантливых художников, ее керамика стала более сложной, интересной и самобытной как в части декора, так и в части используемых материалов, в частности — видов глазури.

Поскольку основной своей целью Мария Лонгворт продолжала считать популяризацию и совершенствование американской керамики, она активно поощряла своих соратников в творческих поисках. Если в плане изобразительного искусства такие поиски были ничем не ограничены — разве что только фантазией отдельно взятых художников, то вот в техническом плане имели место определенные сложности.

Чайник стандартной глазури, украшенный ромашками, Руквуд, работа Ольги Женевы Рид, 1893 год
Чайник стандартной глазури, украшенный ромашками, Руквуд, работа Ольги Женевы Рид, 1893 год

Базовый материал, за счет добавления различных примесей позволял разве что варьировать цветовую основу да и то не так, чтобы очень. Гораздо успешнее с эстетической и декоративной точки зрения оказались технические достижения мастеров Роквуда в разработке новых видов эмалей.

К моменту существования фирмы эмалей как таковых уже было известно достаточно много. Основными долгое время считались две:

  1. классическая прозрачная свинцовая, подходящая для любого типа глины, но существенно ограничивавшая декор изделия (позже была запрещена в ряде стран как экологически вредная);
  2. оловянная, непрозрачная глазурь, позволявшая скрыть основной, базовый цвет изделия.

Также широко была известна технология нанесения люстра — по эмали на поверхность изделия наносились соли металла, придававшие ему роскошный металлический блеск.

Вылепленная вручную ваза с цветочным декором, скорее всего, Уильямом Хентшелем, сделанная в 1909 году и покрытая зеленой матовой глазурью для Руквуд.
Вылепленная вручную ваза с цветочным декором, скорее всего, Уильямом Хентшелем, сделанная в 1909 году и покрытая зеленой матовой глазурью для Руквуд.

Однако, на фоне растущей популярности модерна, стремящегося ко всему необычному и прекрасному, эти технологии уже не могли должным образом обеспечить воплощение всех фантазий художников.

Первым новым видом эмали, разработанном на производстве Роквуда, стала так называемая «Standard Glaze» - глянцевая прозрачная глазурь желтого оттенка, которую часто использовали для обработки листовых или цветочных мотивов.

Стандартная глазурованная подвесная ваза с лесным цветочным орнаментом с легким вырезом, Руквуд, работа Мэтта Дейли, 1886 год.
Стандартная глазурованная подвесная ваза с лесным цветочным орнаментом с легким вырезом, Руквуд, работа Мэтта Дейли, 1886 год.

В 1884 году на ее базе была разработана новая разновидность глазури - «Тигровый глаз», благодаря которой достигался эффект глубокого, едва заметного золотого мерцания. Однако эта эмаль была крайне не предсказуемая — не всегда можно было добиться ожидаемого мерцающего эффекта, а потому изделия из нее были крайне ограничены и сейчас особенно ценятся коллекционерами Руквуда.

Ваза, украшенная накладкой с китайскими драконами с легким рельефом на авантюриновом фоне и покрытая глазурью "тигриный глаз", Руквуд, 1892 год
Ваза, украшенная накладкой с китайскими драконами с легким рельефом на авантюриновом фоне и покрытая глазурью "тигриный глаз", Руквуд, 1892 год

А в 1894 году Руквуд представил уже сразу три новых глазури: «Iris» - прозрачную бесцветную глазурь с матовым блеском, «Sea Green» - прозрачную, но с зеленоватым оттенком, и «Aerial Blue» - прозрачную, но с синим оттенком.

Самой популярной стала первая, производившаяся больше 10 лет и ставшая визитной карточкой фирмы. Чаще всего она использовалась в сочетании с мягкими, пастельными тонами и натуралистичными цветочными орнаментами.

В 1904 году у Руквуда появилась, с моей точки зрения, самая красивая глазурь- «Веллум» - полуматовая. Ее активно использовали для создания неподражаемых по красоте растительных и цветочных дизайнов в нежных, пастельных тонах, придавая элементам декора особую мягкость.

Самой последней эмалью, разработанной в Руквуде в эпоху модерна стала"Ombroso", которая использовалась только после 1910 года. Она представляла собой темную, коричневую или черную глазурь, чаще всего на резной керамике.

Подобные технические новшества позволяли художникам Руквуда создавать поистине великолепные произведения декоративного искусства, которые очень быстро стали популярными как в США так и в Европе. О европейском признании лучше всего говорила золотая медаль, полученная фирмой на международной выставке в Париже в 1889 году.

Кстати, еще один примечательный факт, применительно к деятельности Руквуда: большинство художников-керамистов в этой фирме были женщинами.

Начиная от основательницы и владелицы компании - Марии Лонгворн и заканчивая такими американками, как Клара Чипман Ньютан - архивариус, главный помощник Марии и декоратор в течении первых 10 лет существования фирмы; Лаура Энн Фрай — художница и дизайнер; Жозефина Зеттель, Харриет Элизабет Уилкокс и многие другие.

Большая ваза из глазури серии "Ирис" с четырьмя огромными белыми и фиолетовыми ирисами, нарисованная Карлом Шмидтом в 1903 году, Руквуд. Светлые цветы, мягко согнутые невидимым ветром, кажутся готовыми спрыгнуть с угольно-серой земли
Большая ваза из глазури серии "Ирис" с четырьмя огромными белыми и фиолетовыми ирисами, нарисованная Карлом Шмидтом в 1903 году, Руквуд. Светлые цветы, мягко согнутые невидимым ветром, кажутся готовыми спрыгнуть с угольно-серой земли

Однако, как по мне, так самыми талантливыми и интересными дизайнерами в этом женском мире керамики были...мужчины. В первую очередь двое из них.

1. Катаро Шираямадани (1865-1948), также известный как Китаро Шираямадани - японский художник по керамике, который работал в Руквуде с 1887 по 1948 годы.

Мария Лонгвор наняла Катаро в 1886 году, после того как познакомилась с его творчеством на выставке в Бостоне. Еще со времен «столетней выставки» она очень трепетно относилась к японской керамике, стремилась всячески воплотить ее элементы в продукции собственной фирмы, а Катаро позволял добиться этого максимально точно и эффектно.

Его вазы отличались самобытностью, символизмом, глубиной и насыщенностью цвета. При этом, в них не было ничего лишнего или нарочито декоративного — простые растительные сюжеты очень тонко и изящно с присущим японцам минимализмом, воплощали мир природной гармонии и чувственности.

2. Альберт Роберт Валентьен (1862-1925) — уже американский художник, главной особенностью творчества которого были тоже растительные и, чаще всего, цветочные мотивы. В 1887 году именно он возглавил отдел художественной керамики в Руквуде и проработал в этой должности почти 20 лет, создав самые успешные и популярные дизайны в истории фирмы.

Как ни странно, но в этих дизайнах не было абсолютно никакого новаторства или эклектичности. В основном это были вполне реалистичные, да что там реалистичные — воссозданные буквально с ботанической точностью, изображения цветов. При этом ни каких-то роскошных роз, орхидей и пионов — прекрасных уже самих по себе, а простых и при первом впечатлении совершенно невзрачных, полевых цветов, бутонов яблони или вишни.

Однако, по воле художника эти скромные цветы оживали на нежном и почти воздушном матовом фоне, создавая ощущение невероятной нежности, легкости и эфемерной красоты. В дальнейшем этот дизайн сформируется в отдельное направление и будет активно использоваться на производстве фирмы даже после ухода Валентьена в годы куда более практичного и роскошного Ар Деко.

Ах да, что касается практичности. Не стоит забывать, что в отличии от романтичных и эмоциональных художников романских стран, англосаксы всегда и во всем ищут коммерческую выгоду, даже если основной целью является поиск красоты.

Вот и Руквуд отнюдь не ограничивал себя производством керамических ваз, чайников и кувшинов, уже в 1902 году в рамках фирмы началось и производство керамической плитки, как высокохудожественной, так и куда более обыденной.

В Руквуде существовал даже целый отдел архитектурной керамики, продукция которого получила на родине чрезвычайно широкую популярность и признание. До сих пор образцы плитки Руквуд той поры можно встретить во многих американских зданиях как известных (например: Центральный вокзал и несколько станций метро в Нью-Йорке) так и не очень.

Ваза в форме яйца с глазурью в под камею, украшенная цветами вишни, Салли Тухи , Руквуд, 1888 год
Ваза в форме яйца с глазурью в под камею, украшенная цветами вишни, Салли Тухи , Руквуд, 1888 год

Иначе говоря, к 1910-1920 гг. маленькая частная фирма, созданная женщиной, стремившейся к изяществу и красоте, превратилась в главного поставщика американской керамики.

Фактически именно благодаря Руквуду американскому декоративному искусству удалось доказать, что оно не только может успешно конкурировать с более опытными и искусными европейскими мастерами в новых отраслях, но и добиться ощутимого успеха в сферах куда более древних и давно забытых — в конце-концов керамику в Европе производили еще в те годы, когда о существовании США никто не мог и помыслить…

Стандартная глазурованная ваза, украшенная цветами яблони, Руквуд, Эд Абель, 1891 год.
Стандартная глазурованная ваза, украшенная цветами яблони, Руквуд, Эд Абель, 1891 год.

Что же касается самой фирмы, то на протяжении 20 века она неоднократно пережила и взлеты и падения, подобно многим другим компаниям, несколько раз сменила владельцев и место жительства, на какое-то время даже закрылась, но в 2004-2006 гг. вернулась в родной Цинциннати в прежнем качестве и с прежними целями.

Эти цели Руквуд продолжает воплощать и сейчас, не смотря на антикоронавирусные запреты и ограничения, — об этих этапах в развитии фирмы можно подробнее узнать в отдельных галереях, где представлены лучшие образцы из творчества мастеров Руквуда 20 века.

Галерея №1: Руквуд в 1920-1940 годы;

Галерея №2: Руквуд с 1941 года по настоящее время.

🌺🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺