Добрый день. Долго искала по книжным магазинам и ждала, когда в свет выйдет книга Зазубрина В.Я. Наконец свершилось.
Повесть "Щепка". Эта повесть, несёт с собой сильную эмоциональную "встряску" . При чтении, скажу сразу, я испытывала страх.
Издательство "РуДа", Москва 2020
Об авторе
Зазубрин (Зубцов) Владимир Яковлевич (1895-1937) - русский писатель. С самого раннего детства писатель имел реальное представление о революционной деятельности.
Затем, будучи учеником 5 класса реального училища, он становится организатором нелегального ученического журнала "Отголоски". В 1915 году был исключён из реального училища и арестован. Октябрьские события встретил в Петрограде.
В 1937 году Владимир Яковлевич и его жена Варвара Прокопьевна были арестованы органами НКВД за принадлежность к диверсионно-террористической организации правых.
28 сентября 1937 года писатель был расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957 году.
О повести
В 1923 году В. Зазубрин написал повесть "Щепка" о работе ЧК и красном терроре.
Основой повести послужили беседы автора с сотрудниками ЧК непосредственными участниками и исполнителями красного террора в Сибири.
Повесть не разрешали печатать, признав идеологически вредной. Долгие годы после расстрела писателя, "Щепка" считалась утраченной.
Была найдена случайно через 45 лет после гибели писателя.
Повесть была опубликована только в 1989 году.
С первых строк что-то страшное нависает над героем Андреем Срубовым, с первой строки чувствуется надрыв героя, несущего свой тяжелый революционный долг:
"На дворе затопали стальные ноги грузовиков. По всему каменному дому дрожь.
На третьем этаже на столе у Срубова звякнули медные крышечки чернильниц. Срубов побледнел. Члены Коллегии и следователь торопливо закурили. Каждый за дымную занавесочку. А глаза в пол".
"А автомобили стучали во дворе.И все в трёхэтажном каменном доме знали, что подали их для вывозки трупов".
В. Зазубрин делает попытку найти новую форму для изображения революции. Самый стиль, его ритм – суровый, резкий, скупой и ударный – это ритм революции – по его слову, "прекрасной и жестокой любовницы", которая уничтожила не только старый миропорядок, наше былое, индивидуалистическое прекраснодушие, но и заставляет нас жить, чувствовать по-иному, утверждает новую поступь, ритмику наших душевных переживаний.
В. Зазубрин, изображая совсем не идеал революционера, – ставит своей задачей показать, что есть общее – грядущий океан коммунизма, бесклассовою общества, во имя которого революция беспощадно идет по трупам вырождающихся врагов революции.
Срубов спросил у Яна Пепла:
- Вы никогда, товарищ Пепел, не задумываетесь над вопросом террора? Вам когда-нибудь было жаль расстрелянных, вернее - расстреливаемых?
Пепел в чёрной кожаной тужурке, в чёрных кожаных брюках, в чёрном широком обруче ремня, в чёрных высоких начищенных сапогах, выбритый, причёсанный на Срубова упрямыми, холодными глазами. И свой тонкий с горбинкой правильный нос, чёткий четырёхугольный подбородок кверху. Кулак левой руки из кармана булыжником. Широкая ладонь правой на кобуре револьвера.
- Я есть рабочий, ви есть интеллигент. У меня есть ненависть, у вас есть философия.
Писатель ведет нас в самую страшную лабораторию революции и как бы говорит: Смотрите революцию. Слушайте ее музыку, страшную и прекрасную, которая обнажает перед нами узкий и трудный переход русла к огромному и прекрасному океану.
Смотрите на ее беспощадный кровавый меч, который своим ударом обнажает проклятие и наследие вековых блужданий человечества, социальных извращений, превративших человека или в мясо, в тесто, в слякоть, или оставивших смертельные занозы.
Смотрите на революцию, которая зовет стать… мощными по-звериному, цельными и не бывало сильными инженерами переустройства мира.
Срубову кажется, что он снова плывёт по кровавой реке. Только не на плоту он. Он оторвался и щепкой одинокой качается на волнах. А плоты мимо, обгоняют его ...
Повесть не для слабонервных, есть над чем поразмыслить. Читала дозировано, 5 дней.
Советую прочитать повесть "Щепка" о красном терроре, а также можете посмотреть фильм "Чекист".
Спасибо, что дочитали статью.