Советская эстрада - явление очень интересное.
С одной стороны хорошие песни и однозначно сильные и очень красивые голоса.
А с другой...
Давайте так, я вам покажу, чем советская эстрада отличалась от несоветской на примере исполнения одной песни.
Это Белла, чао, которую спел Магомаев, лучший певец советской эстрады.
А вот исполнение этой же песни Дином Ридом.
Разница налицо.
У Дина Рида не просто исполнение песни, а мини-перфоманс, где все, и голос, и аранжировка, и драматургия песни, и динамика подчиняются общей идее.
Начинается песня с а капелла, единственное сопровождение - удары по деке, создающие ощущение то ли набата, то ли солдатского строя.
В мирную и, наверное, счастливую жизнь, раз главный герой так долго прощается с любимой, ворвалась война. Мужчина, как и подобает всем мужчинам, оставляет свой дом и свою любимую, чтобы защищать родину.
А как обыгрывает «мужскую» тему Дин Рид - у него там и сильное расщепление голоса в кульминации, и даже лёгкое ведение плечами, заметили? Это песня настоящего мужчины, партизана, героя.
Сразу скажу, вокально Дину Риду до Магомаева как до Луны. Насколько я знаю, у Дина Рида не было вообще музыкального образования. Он был поющим драматическим актером, причём, сто пятого эшелона.
И голос у него приятный, но комнатный, никакой мощи Магомаева, никакого особого диапазона, никакой полетности или бархатности звучания.
Это исполнители разного уровня.
Но Дин Рид был, пусть и не выдающимся, но певцом. Эстрадным певцом. И как эстрадный певец он привык, что в каждом его исполнении все - костюм, жесты, движение по сцене, партия каждого музыкального инструмента, каждая пропетая нота, каждая пауза - все имеет смысл.
Не потому что как певец он глубже Магомаева. Он рос в определенной песенной культуре, где любой звук, любое движение на сцене не сами по себе, а потому что так надо. Они осмысленны.
Как певец Дин Рид, даже не имея сильного голоса, владел вокальными эффектами, да, не самыми крутыми, но они были. Он вносил в звук призвук, использовал расщепление, мелизмы (не здесь), вибрато, речитатив. Кстати, когда надо, он пел и кантиленой, и голос его звучал пусть не так полетно, как у Магомаева, но песню не портил.
А Магомаев, певец с потрясающими вокальными и драматургическими способностями, обладатель редкого бархатного баритона, имевший харизму, рос в другой песенной культуре.
С душевным, но вокально маловыразительным пением.
Вот и все, что я хотела написать про советскую эстраду.