Два потока
Информация действует на нас двусторонне.
С одной стороны, на наше сознание: логическими выводами, лозунгами, фактами и оценками, они могут быть негативными и позитивными.
Об этом все знают.
А с другой — на наше эмоциональное и духовное состояние, психику и мировоззрение. Не совсем понятным образом.
Подобное действие связано с «тонкой» информацией, остающейся в сообщениях, даже если самих авторов уже рядом нет. Есть она и в разных творениях, произведениях — вот почему мы так ценим предметы искусства.
Да, информация действует на нас не так прямолинейно, как мы думаем. Главный «спектакль», в котором выступают возможности, здоровье и мировоззрение, идет на закрытой сцене. На эту сцену у нас нет еще билетов, действие на ней незаметно.
Но скоро мы его увидим.
Троянский конь — тайное влияние информации
Понятие «троянский конь» давно вошло в наш обиход, мы применяем его, когда хотим обратить внимание на то, что скрыто под красивой оболочкой, но проявляет себя неожиданно и коварно.
Троянский конь хорошо иллюстрирует действие информации, которая приходит к нам нейтрально, а после ее глубинный слой берется за работу изнутри: формирует наше отношение к окружающему миру, меняет ключевые понятия и представления, биохимию и поведение — нас целиком.
Вместе с общей информацией в нас попадают и «ключевые программы», подобные компьютерным вирусам. Но мы их не видим. Видим только деревянного троянского коня, его оболочку, а что за ней, что внутри — нам недоступно.
А тем временем каждое сообщение «бьет» и в логику, и в глубину по принципу троянского коня. В нем два потока, каждый из которых попадает в свое место.
Мы видим только один из этих потоков, другой же проходит мимо нашего сознания, но все равно попадает и изменяет.
Внутри нас постоянно идет работа по перестройке нейронных структур — серьезная часть жизни — мы все время находимся «under construction» («в процессе строительства»), постоянно вместе с информацией вбираем «состояния» окружающих и перестраиваемся по их образцу. Образно говоря, состояния разливаются в нас, мы сливаемся с ними.
Люди — открытые книги
Благодаря глубинному слою мы сообщаем намного больше, чем говорим — тут и наше отношение к сообщению, и мировоззрение, и жизненная позиция, и даже состояние здоровья.
Да, едва начав говорить, мы уже выдаем «живую» информацию, выставляя напоказ свое содержание — так вещь сообщает о материале, из которого она изготовлена.
И диктор, передающий сообщение, на самом деле передает их два (а может быть, и больше): одно о событии, а второе о себе — своем мировоззрении, отношении к событию и просто о своем самочувствии.
Кстати, по этой причине мы избегаем появляться на людях, бывая в разладе с собой — не хотим, чтобы нас видели слабыми.
Говоря, еще и делаем
Окружающие невидимым образом изменяют нас, а мы — окружающих.
Невольно «показывая» свою структуру окружающим, мы попутно ее навязываем, делая их похожими на нас. Да, едва начав говорить, человек сообщает о себе и изменяет собеседников. И соответственно, находясь с другой стороны, мы узнаем и изменяемся. Если человек здоров, мы узнаем это и сами становимся здоровее, а если он болен — то наоборот.
Как по звуку мотора можно определить его состояние, так по звуку голоса можно многое узнать о человеке. Но мы не копируем состояние мотора, не примеряем его на себя, и это не влияет на наше здоровье, а вот состояние человека примеряем и копируем, совершенно этого не замечая.
Секрет активности информации
С одной стороны, информация принимается нами к сведению — по крайней мере, так мы о ней думаем; а с другой, она активна и запускает в нас процессы, от гормональных до мышечных, выстраивая по своему подобию и ранжиру.
Как такое возможно?
Мы знаем, что с информационными потоками в нас поступают команды к действию, например, рекламные объявления, но уверены, что воспринимаем их разумом и сами решаем, выполнять или нет.
С видимой информацией так и происходит, а вот с невидимой все сложнее — она целиком состоит из команд, которые мы выполняем, не замечая этого.
И хотя мы пренебрежительно относимся к информации, уверенные в том, что сами решаем, как с ней поступить — ее невидимая часть действует на нас безапелляционно.
Откуда берутся эти скрытые, но настойчивые команды?
Очень просто.
В любой информации есть сведения о внутреннем устройстве людей, образцы способов жизни, и очень хочется взять их себе на «жесткий диск».
Так и возникает эффект команды!
Стоит нам увидеть новое, как мы тут же бросаемся его копировать. Может показаться, что новое дает нам команды: «Примерь меня, попробуй», но на деле активность внутри нас, и требует: «Примерь все вокруг, не упусти».
И мы «примеряем», чтобы стать совершеннее.