Сегодня сидела у себя в кабинете на втором этаже. Вдруг снизу, из нашего сада, позвала на помощь дочь. Ей пять, она гуляла с бабушкой и полезла на дерево. А слезть сама не смогла. Я крикнула в окно, что сейчас спущусь, быстренько сбежала по лестнице - 12 ступенек и потом еще две - накинула куртку, шапку, сменила тапочки на галоши и уже через 20 секунд сняла свою кулему с дерева. "Мама, я хотела быть, как панда!"
Моей дочери шестой год, а я до сих пор благодарю обстоятельства и собственную решимость изменить жизнь таким образом, чтобы можно было всегда быть рядом со своим ребенком.
Знаете, свою книгу о детстве в 90-е "Мама!!!" я задумала 11 лет назад. И изначально представляла ее больше как художественно осмысленную хронологию того времени, в которой боль и травма вынужденного с ранних лет оставаться одному ребенка - на втором плане.
Только после рождения дочки я поняла, как много на самом деле потеряла и я, и все те дети, что хоть и выросли в благополучных семьях, но очень рано были вынуждены оставаться в яслях, в садике, а с первого класса (порой и раньше) заботились о себе сами
Я смотрела на свою дочь, которая растет с матерью и отцом, не ходящими в офис, с почти всегда остающейся рядом бабушкой, и понимала, какое это счастье. Мой ребенок ни разу еще не оказывался один в чужой, враждебной или пугающей обстановке. Даже в садик она попросилась сама, мы не планировали ее туда отдавать. И дочери с первого дня в садике комфортно, потому что она знает, что в любой момент можно нам позвонить и мы примчимся ее забрать.
Так мой роман "Мама!!!" после появления у нас дочки стал все больше разворачиваться к трагедии ребенка и всего нашего советского и постсоветского детства, проведенного с ключом на шее. Я специально решила избегать лобовых указаний эпохи, ограничиваясь лишь ее деталями, чтобы как можно больше людей смогли увидеть в главных героях себя, а в лесобазовском детстве - свое собственное. Потому что в нашей стране примерно с середины 1920-х и до начала 2000-х дети рабочих и низовой интеллигенции росли совершенно одинаково, менялись лишь нюансы.
В моей книге есть три смысловых пласта: влияние 90-х на мировосприятие тогдашних детей провинции, безраздельная, всепоглощающая детская дружба, но, главное - попранное детство. Большей частью книга написана о вневременном: о том, как дети дружат, порой до самозабвения, и какое это преступление оставлять детей без родителей. Мы ведь, за исключением сегодняшних 20-летних и младше, выросли с травмой родительской депривации. Ведь до сих пор живы поколения, чьи матери вообще через 56 дней после родов выходили на работу.
Роман мой - о том, что так с детьми поступать нельзя и больше такого детства ни у кого не должно быть. Ни у кого и никогда! Ребенок не должен расти один или с чужими взрослыми - с ним рядом всегда должен быть тот, кто любит его больше всех на свете и в любой момент снимет с дерева.
Читайте также: Дети 90-х еще не рассказали о своем детстве
-------------------------------------------------------------------------------------------------