Найти в Дзене
Чтец смыслов

Христианский взор на болезни и смерть

Пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенад­цати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснин Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцати лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: НаставникI народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикос­нулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине при­коснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволяя войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он ска­зал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись нас Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. (Лк. VIII. 41-55).

Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский

Болезни и смерть суть общий человеческий жребий. Всякий человек более или менее подвержен болезням. Всякий чело­век рано или поздно умирает. Никакое звание, никакой пол, никакой возраст, никакое время, никакое место, никакие связи, никакое богатство, никакая бедность, никакая муд­рость, никакая осторожность, никакая хитрость — ничто не может охранить нас от болезни и смерти. Этот общий нам жребий, так часто бывающий причиной жалоб, ропота, страха, слез и стона, стоит того, чтобы получить о нем пра­вильное понятие.

Наша участь была бы весьма горька, если бы мы ничего не знали о болезнях и смерти больше того, что дает нам знать опыт, потому что тогда мы знали бы только то, что все люди, жившие на земле прежде нас, перестали жить для того, чтобы дать место на земле нам, их потомкам, а мы перестанем жить, чтобы дать место потомкам нашим. Впадая в жестокую болезнь, мы могли бы утешать себя только тем, что эта жалкая участь есть участь всякого. Приближаясь к смерти, мы могли бы иметь в виду только могилу, разрушение и тление. Наша участь была бы жальче участи всех существ, лишенных разума и самосознания.

Почти такова и была участь всех древних народов: егип­тян, греков, римлян и других, блуждавщих до пришествия Христова во тьме язычества. Их вельможи, их люди богатые обыкновенно жили рассеянно и весело, руководствуясь только мыслями безумных: жизнь наша — прохождение тени, и нет нам возврата от смерти... никто не возвращается. Будем же наслаждаться настоящими благами... преис­полнимся дорогим вином и благовониями... никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притес­нять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды (Прем. 2: 5-7, 9-11). Когда же посещала их какая- нибудь жестокая болезнь или явно приближалась к ним смерть, тогда вся их бодрость тотчас обращалась в совершен­ный упадок духа — в отчаяние. Ничто не могло ободрить их: они не имели ничего утешительного в будущем.

Напротив, наше состояние, при данном нам святом Откровении, чрезвычайно утешительно. И мы знаем, что можем подвергнуться разного рода болезням,— но знаем, что наши болезни попускаются на нас от Господа Бога для пока­зания нам нашей бренности и нашего бессилия, для укрепле­ния нашего упования на Бога, для оживления нашей молитвы к Богу, а особливо для расположения нас к покаянию и исправлению. Ибо Дух Божий говорит: Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце (Сир. 38, 9-10). И мы знаем, что непре­менно все умрем; но знаем и то, что по смерти для нас есть жизнь другая — жизнь, свободная от всякой болезни, от трудов, от холода, от зноя, от страхов, от горести и слез, жизнь никогда не прекращающаяся, вечно блаженная, сво­бодная даже от опасения всякого зла.

Всё это мы знаем, всё это ясно открыл нам Господь Бог. Правда, нашему праотцу Адаму, по его согрешении, Господь Бог сказал: возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 19). Но эти слова значат не то, что он должен был умереть весь, а то, что в землю при смерти возвратится, как прояснил Премудрый, только персть, только тело, состоя­щее из земных стихий, а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Это учение о нашей жизни по смерти, которое люди первых времен так часто забывали и посему провождали земную жизнь весьма грубым, гнусным и постыд­ным образом, Господь Бог часто возобновлял в Ветхом Завете посредством Своих святых пророков, дабы Его избранный народ и все другие, бывшие в связи или в сношениях с ним, не теряли веры в жизнь будущую.

Сам Сын Божий, Которого Бог Отец благоволил послать на нашу землю между прочим для того, чтобы научить нас истине (Ин. 18, 37), многоразлично уверял нас о бессмертии нашей души и о будущей жизни, так, например, ясно говоря: наступает время... когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25); наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28-29) и т.п.

То же говорили и святые апостолы. Святой апостол Павел писал к фессалоникийцам: дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды, то есть язычники (1 Фес. 4, 13). Как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 12-14).

Именно на вере в жизнь будущую святые апостолы основывали в своих Посланиях все свои увещания, угрозы, утешения и ободрения для тех, к кому писали, и именно в истине будущей жизни убежденный святой апостол Павел сказал о себе: для меня жизнь — Христос, и смерть — при­обретение (Флп. 1, 21); имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23).

Когда таким образом смотрим на наши болезни и на нашу смерть, тогда исчезает всякая тьма и скорбь, исче­зают страх и ужас, так сильно подавляющие многих людей. Тогда скорбь ослабляется, тьма обращается в свет, а страх тления — в утешительную надежду бессмертия. Правда, иногда страдания христианина бывают весьма тяжки, особ­ливо когда его болезни, как нередко случается, продолжаются очень долго или даже во всю его жизнь до самой смерти; но и в этом состоянии, в котором мир не может дать никакого утешения, вера доставляет своим страдальцам величайшее утешение и облегчение. Истинно верующий твердо помнит слова святого Апостола: Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6) и Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами (Евр. 12,7); Отец духов наказывает, чтобы нам иметь участие в святости Его (Евр. 12,10),— верующий помнит и молится: «Владыко Господи! Укрепи мое терпение! Я был бы недостоин посланного мне Твоею любовью страда­ния, если бы не хотел перенести его с терпением и воспользо­ваться моим страданием по Твоей, для моего блага крайне спа­сительной, цели — к очищению моей души!» Так молились тысячи христиан во время своей болезни. Так молились даже величайшие грешники, люди, сделавшиеся неверными Богу своими тяжкими грехами и совершенно сбившиеся с пути спа­сения, но потом обратившиеся с покаянием и, при твердой вере в Спасителя и Его заслуги, получившие посредством Таинства Покаяния прощение грехов. Они молились, и Ангел Господень укреплял их в страдании, как он в Гефсимании укреплял Самого Господа пред Его страданиями.

Истинный христианин не бывает без утешения и при явной и скорой смерти. Смерть для него не есть зло. На смерть как на зло смотрят только нехристиане, но, как называет их святой Апостол, грешницы нечестивии... (часть порочна), в похотех своих ходяще нечестием и законопреступлением (Иуд. 1, 15-16). Смерть для христианина есть конец его странствования и переход в истинное отечество, в жизнь дей­ствительную. Смерть вводит детей Божиих в дом их Отца и в покой, вводит туда, где уже отнюдь не будет ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти (Откр. 21, 4). Смерть для них есть второе рождение — рождение для жизни истинной, вечной, для жизни с Господом Иисусом Христом и со всеми святыми, для жизни самой блаженной. Аминь.