У нас никогда не будет достойного будущего, если мы не дадим честную оценку коммунистическому мегапроекту. Что это было, 70 лет Террора над покоренным народом или народ добровольно принял веру в коммунизм?
(отрывок из книги «Консервативные Тетради»)
Идея построить идеальный, равноправный и счастливый мир вероятно существует тысячелетиями. В средние века идея начала оформляться в письменном виде, как правило, в виде «Утопий». В 19 веке европейские социалисты, базируясь на Марксе, объявили об исторически близкой эре коммунизма. В 1917 году русские коммунисты начали реализовывать идею идеального мира на практике. Начался второй русский мегапроект.
К настоящему времени этот мегапроект не имеет оценки, с которой согласно большинство населения нашей страны. Если в ближайшие 10-50 лет мы не сформулируем приемлемую для большинства оценку, то не стоит ожидать достойного будущего для нас. По крайней мере, нам необходимо как можно скорее уходить от крайних оценок коммунистического проекта.
К числу крайних, но все еще общепринятых оценок можно отнести такие.
- В 1917 году в России произошел переворот, устроенный не православными народами: евреями, прибалтами, китайцами. Русский народ смог сбросить новое иго лишь к 21 веку, и то ценой потери территории и разделения народа.
- В 1917 году к власти пришли фанатики – ленинцы, троцкисты, сталинисты, - которые притянув к себе отбросы общества измывались над народом вплоть до перестройки.
- Русский народ туп, ленив, не способен к самоорганизации, не ценит свободу, и любой пастух может управлять этим стадом.
- Коммунистический проект был самой великим и самым счастливым периодом для всех народов СССР, который погиб из-за предательства элиты в перестройку.
Сразу скажем, что в каждой из крайних версий есть доля правды. Иначе бы они не приобретали бы популярность.
Действительно, в руководстве российской компартии в начале советского строя число русских вряд ли превышало половину. Но при здравом осмыслении можно спросить: «ну и что?». Первые коммунисты в принципе были интернационалистами.
В руководство партии избирались не по национальным квотам, а по революционным качествам, по тому, как человек доказал свою преданность, как вел себя на пытках, в тюрьме и в ссылке. По легенде Троцкий были лучшим оратором того времени и мог одним своим словом посылать людей в смертельный бой. Дзержинский выдержал неимоверные пытки.
Более того, первые большевики осознанно боролись с тем, что они называли великоросским шовинизмом. Проводилась насильственная укоренизация, в частности, украинизация, белоруссизация. На работу брали только людей местной национальности. Первое время русский язык был исключен полностью в национальных школах на Украине и в Белоруссии. За проявление антисемитизма человек получал реальный срок.
Русские практически не сопротивлялись политике борьбы с русским шовинизмом. Еще в 1970-1980 года книга Ленина «О национальной гордости великороссов» изучалась всеми студентами СССР. В этой книге был, скажем, такой тезис: «А экономическое процветание и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами». Как ни кажется сейчас удивительным подобные опусы не вызывали сильного отторжения у русских даже на закате СССР. Свобода слова, многопартийность, открытые границы – это волновало и возбуждало. Интернационализм казался естественным состоянием.
Так что трактовать коммунистический мегапроект как не-русский переворот как-то не складывается. Политика притеснения русских была, но она была открытой и публичной. Самих русских эта проблема в то постреволюционное время особо не трогала. Гораздо больше всех волновала тема мировой революции, которая, как и второе пришествие Христа, должна была вот-вот произойти, а уж после мировой революции и уничтожения всяческих границ проблема национальности должна была сама собой сойти на нет. Все зачитывались сообщениями о борьбе самого передового и продвинутого немецкого пролетариата. В Германию за компартию шли миллионы и всем было понятно, что никакие враги не устоят перед объединенными Германием и Россией.
Тема захвата власти психопатами также упирается в явные противоречия. Да большевики были феноменальными конспирологами, да умели блестяще лавировать своими лозунгами, цинично вступать в союзы и на следующий день рвать союзы. Да, большевики блестяще манипулировали массами. Современные маркетологи в подметки им не годятся.
Тем не менее, большевики реально выиграли Гражданскую войну, в которой с обеих сторон принимали участие миллионы людей. Если бы у людей не было желания воевать, то никакие ораторские способности комиссаров не заставили бы их идти в бой. Читаем «Тихий Дон» Шолохова, у каждого красноармейца были десятки возможностей сбежать из Красной Армии, да еще прихватив за собой оружие.
Обыкновенно, в качестве аргумента для доказательства маргинального характера большевиков ссылаются на террор 1937 года, на ежовщину. Мол, так народ запугали, что и слово вымолвить боялись. Запуганность после 1937 года и вплоть до исчезновения СССР была, это факт. Тем не менее, между 1937 и 1917 прошло 20 лет. К 1937 году большинство населения было за СССР и формирование этого большинства произошло в условиях определенной свободы мнений, как это ни покажется непонятным на фоне современных мифов. Да, был Красный Террор, как антипод Белого Террора. Хотя Красный Террор поражает своей жестокостью, но это был открытый террор, публичное действие. Уничтожение казаков, прямой геноцид проводился открыто. Чем больше казаки поддерживали прежнюю власть, монархию, тем больше казацких женщин и детей было убито. Вместе с тем, Красный Террор никогда не был направлен против своих, только против врагов. Для своих был достаточно высокий уровень открытости и честности. Для примера, каждый год проводились партийные чистки, при которых 10% членов партии исключались. На собрание по исключению мог прийти любой человек, не только член партии и высказаться против любого члена партии. В СССР в 1920-е издавалась масса литературы, которая в последующие годы перешла в статус однозначно запрещенной литературы. Например, мемуары белогвардейцев. Так что, усиление власти коммунистов в первые 20 лет нельзя объяснить только силой спецорганов, созданных сумасшедшей верхушкой партии.
Намек на логичность содержит теория о генетической стадности русского народа. Только цари – Грозный, Сталин, Путин – принимаются русскими. Никакие вольности и свободы русскими не ценятся.
Тем не менее, и эта, на первый взгляд, логичная конструкция вступает в конфликт с историческими фактами. Еще в 15 веке русские отказались от признания Флорентийской унии. Долгие столетия русские не признавали Римского папу, хотя могли взамен получить массу коврижек. Русские неоднократно поднимали восстания, как в самой Москве, так и крестьянами (Разин, Пугачев). Русские давно создали инструмент полностью вольной жизни – казачество. По современным понятиям казачество относится к анархическим способам жизненного устройства. Отсутствие государства и основных его атрибутов: полиция, суд, армия. Казачество выработало схему сосуществования: государство не вмешивается в жизнь казаков – с Дону выдачи нет, - а взамен казаки воюют на стороне России. Перед 1917 годом в России существовали десятки так называемых казачьих войск, от Бреста до Владивостока.
Самый яркий факт нашей вольности – освоение Сибири свободными крестьянами, казаками и старообрядцами. Суровейший край. Добираться от Москвы до Тобольска в 16-17 веках можно было за год. Только пассионарная энергетика могла толкнуть людей на движение на восток. Никакой царский приказ не мог заставить людей переселиться в края с тяжелейшим климатом. Только свободные люди могли заселить Сибирь. Мы все прекрасно знаем – на территории Сибири никогда не было крепостного права. Да и как оно могло быть, при любой попытке насилия семья крестьянина снималась с места и уходила «в тайгу». Даже в наше время найти человека в тайге невозможно.
Русский народ был первым и единственным оседлым народом, который победил кочевников. Русский народ за период первого русского мегапроекта освободил множество православных народов и не превратил их в своих рабов, как обыкновенно поступают «нерабские» народы. Русская цивилизация дала миру необыкновенную культуру в литературе и музыке. Советский человек развязал первую в истории научную гонку: спутник, Гагарин. Так что, называть рабским народ, создавший такую страну как-то несерьезно.
Романтичной и в чем-то правдивой выглядит обратная теория: народ был за коммунизм, но в верхушку КПСС пробрались предатели, которые и привели к развалу страны. Это внешне красивая и очень простая теория. И, действительно, предатели были и свою пагубную роль сыграли. К сожалению, и эта теория не может быть основой описания коммунистического проекта.
В действительности, у абсолютного большинства народа примерно в 1970 году произошло раздвоение. С одной стороны, еще было некоторое восхищение социализмом. С другой стороны, крепло буквально обожание капитализма. Все «гонялись» за фирменными джинсами, часами, продуктами. Слово «гонялись» означает поиск среди знакомых контрабанды или торговли в официальных магазинах через задний вход, через знакомых и по блату. Сейчас трудно поверить, но даже обыкновенные пластиковые пакеты для продуктов питания обладали в глазах советского человека повышенной стоимостью. Люди, работающие на заграницу. становились престижными: моряки, дипломаты.
Те, кому довелось побывать за границей, даже в относительно социалистических странах, Чехословакии, ГДР, приезжали в шоке от обилия товаров. Символом зависти стала колбаса. У нас, дай бог, 1-2 сорта в магазине, а там просто лежит сотня сортов колбасы. Это было жутко, обидно и не объяснимо. Как говорят сейчас, фраза «хочу много колбасы» стала мемом.
К 1980-м годам большинство населения уже привыкло к достижениям того социализма: гарантированная работа, фактически бесплатное жилье, полные социальные гарантии, полное бесплатное обучение. Полная бесплатная медицина. Эти условия казались абсолютно естественными и потому не имевшими ценности. Наоборот, отсутствие качественных товаров считалось жутким примером отставания СССР. Внутренне все население было готово к отказу от СССР. Всем казалось, вот реставрируем капитализм и заживем.
Так что, партийным бонзам, циничным предателям не пришлось ломать народ, не пришлось насильно вести в капитализм. Народ сам хотел этого. Вместе с тем, напоминаю сильный негатив к социализму появился лишь к концу эпохи Брежнева. В 1920-х ничего подобного не было.
Я думаю, нужно раз и навсегда отказаться от всех лжетеорий и признать одну, простую вещь.
Русские люди искренне признали коммунизм и всей душой поверили в него.
Нам не надо стесняться и ругать коммунистов того времени. Самое простое решение является самым верным. Наши предки восхитились коммунистической идеей.
Давайте взглянем на базовые постулаты коммунистов, которые в своей основе мало отличаются от базовых постулатов больших религий, христианства и мусульманства.
- все люди равны, независимо от веры и национальности, равенство подразумевает и равенство социальных лифтов (вспоминаем негров США);
- эксплуатация человека человеком аморальна;
- государство должно отмирать (суды, полиция, армия);
- все государственные функции – медицина, образование и обучение, предоставление жилья, социальная поддержка – должны быть бесплатными и равнодоступными;
- право на работу абсолютно, человек никогда не может оказаться без средств существования (сейчас это называется гарантированный доход).
Простая и ясная программа. Это и есть социализм в понимании большевиков 1920-х годов. Не надо никаких больших фолиантов. Все ясно и логично. Разве кто-то, даже сейчас, сможет выставить что-то против такой программы. Задумайтесь, ведь есть только один довод против. Эта программа не реализуема, по крайне мере пока. Но дело в том, что народ СССР в 1917 году еще не знал о существовании принципиальных преград. Надо было решиться и начинать на практике реализацию коммунистической идеи.
Более того, главная дискуссия 1920-х годов была связана со спором о возможности построения социализма в одной стране, тем более, в «отсталой» России. Главный довод против нам сейчас кажется смешным. Считалось, что Россия недостаточно развита промышленно и в ней мало пролетариата, самого развитого и инновационного класса. Мол, в Германии социализм победить может, а в России сомнительно.
Один аргумент у противников строительства социализма в одной стране был все-таки верным. Они говорили: «Окружающие капиталистические страны никогда не смирятся с существованием СССР и неизбежно начнут войну». СССР придется вести гонку вооружений, на которую уйдут все ресурсы и СССР в одиночку не сможет выиграть соревнование с капитализмом.
Тем не менее, люди СССР решились на строительство социализма. Уж больно простой и заманчивой казалась идея, многое уже было сделано. Исчезла эксплуатация человека человеком, возникло реальное равенство наций. Казалось, нужно немного потерпеть, выиграть экономическое соревнование с капитализмом и тогда вопрос во всем мире решится сам по себе. Всем станет очевиден и неизбежен переход к социализму во всем мире.
Русские буквально за несколько лет сменили беззащитную жертву. Если раньше они спасали православных, то теперь они возжелали спасти весь пролетариат во всем мире, заодно всех угнетенных и колонизированных.
Это не удалось. Мы не смогли дойти до финиша и сломались. Вместе с тем, предлагаю живущим в 21 веке предлагаю успокоиться и принять простую формулу.
Русские приняли коммунистическую идею осознанно, рационально и всей своей пылкой душой и также, как ранее отдавали жизнь за освобождение православных, были готовы отдать жизнь за освобождение мирового пролетариата.
-----
следующая глава из книги:
Жуткий провал интернационализма