СССР не был в этом деле новатором. Удивительно, но впервые здание передвинули ещё в 1455 году. Тогда в итальянском городе Болонья своё местоположение изменила каменная колокольня церкви Святого Марка. Её высота составляла 10,5 метров. Работами руководил архитектор Аристотель Фиорованти. Всё прошло успешно. Никаких повреждений у здания не было.
В Российской Империи также были единичные случаи перемещения домов. Так в 1812 своё местоположение поменяла деревянная церковь в Моршанске. А в 1897 году - особняк на Каланчёвской улице. Его перенесли аж на 100 метров. Он мешал строительству новых ж/д путей. Но широкого распространения такая практика в нашей стране не получила.
В Советском Союзе к массовой передвижке домов решили обратиться после утверждения Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. Он предусматривал перестройку и расширение столичных улиц. Многие дома нужно было сносить, но некоторые решили просто перенести немного вглубь улиц. Например, так сделали с несколькими строениями на Тверской (ул. Горького). Самые известные дома-переселенцы располагались, помимо Тверской, также на улице Осипенко (Садовническая) и Серафимовича.
Передвижение бывает прямолинейным (когда дом переезжает по прямой) и криволинейным (если строение нужно в процессе передвижения повернуть под каким-то углом). Для укрепления конструкции использовали рандбалки из железобетона или металла. Они поддерживали стену, под которой располагались. Также применялись поперечные и ходовые балки. Они были нужны не только, чтобы обеспечить устойчивость зданию. С их помощью дом в буквальном смысле ехал. Ведь передвижение осуществлялось по железнодорожным рельсам с помощью катков, шаров или салазок.
Часто на месте будущего расположения здания готовили новый фундамент, на который должен был "встать" дом. Передвигали конструкцию с помощью электролебедок и тросов. А также ручными и электрическими домкратами. Технология зависела от конкретной ситуации.
Жильцы на время передвижки здания не покидали своих квартир. Электричество, канализация и водопровод продолжали работать. На каждой площадке было несколько бригад. У каждой - своя функция. Так существовала группа санитарно-технических работ. Они должны были, в том числе, убрать все старые трубы на предыдущем месте расположения дома. А потом установить их на новой площадке.
К передвигаемому зданию присоединяли специальные шланги. И все канализационные отходы скапливались в колодцах, которые обычно располагались вблизи строительных участков. Если передвижку делали зимой, то строили временную канализацию. После перемещения, уже на новом месте, здание подключали к городской системе. Для водопровода также применялись специальные шланги. На строительном участке устанавливали временный водомер. С его помощью воду из городской сети подавали в передвигаемое здание. Если перемещать нужно было далеко, то, опять же, сооружали временный водопровод.
Для сохранения отопления, небольшую котельную строили прямо в доме. На лестничной клетке. Если такое было невозможно, то оборудование устанавливали на первом этаже. В некоторых случаях использовали передвижную котельную на специальных платформах. Но всё это было актуально лишь в холодное время года. Чтобы не прекращало работать электричество в доме, длину кабелей просто увеличивали с большим запасом. Чтобы хватило на весь маршрут.