350 лет назад русские совершили ошибку, жуткий характер которой становится понятным только в наше время. Никонианская реформа создала модель прогрессивных реформ на все времена. Нужно указать на врагов прогресса, на отсталых ретроградов. Тогда ими стали старообрядцы. Последующие столетия показали, что старообрядцы дают лучших предпринимателей и инженеров, как иудеи, армяне монофизиты и голландские протестанты.
(отрывок из книги «Консервативные Тетради»)
В 17 веке Россия провела так называемую церковную реформу, или реформу патриарха Никона. Эта реформа имела явные, прямые последствия – раскол русских людей, сближение с Афоном и Константинопольским патриархом. Помимо непосредственных результатов никонианская реформа имела и сильнейший негативный результат, который явно проявился лишь в наше время, спустя 350 лет после бурной религиозной дискуссии.
После отказа Москвы от Флорентийской унии Константинопольский патриарх в качестве мести за неподчинение вывел Киевскую епархию из-под власти Московского митрополита. Это произошло в 1458 году. Киевские митрополия оказалась под прямой властью Константинополя. Прямая власть Константинополя означала не только назначение митрополита из Стамбула, но и тотальный контроль за обрядовыми правилами. В частности, в Киевскую митрополию были перенесены те греческие церковные правила, которые восторжествовали у покоренных греков к 16 веку.
Московская церковь и ее прямой наследник Русская Православная Церковь стала независимой от Константинополя в 15 веке. Некоторое общение сохранялось, но это уже не было подчиненное общение. В результате к 17 веку накопились обрядовые расхождения между Русской Церковью и Киевской митрополией, как копией Константинополя. Прежде всего, в глаза бросался способ креститься: двумя или тремя пальцами. Также были видны разные тексты в одних и тех же книгах. За столетия при переписке книг возникли разночтения.
К середине 17 века началось сближение русских, живших на территории Малороссии и Москвы. Первым делом пошло общение священнодеятелей. Еще не было сближения с казаками Хмельницкого, но политическому решению предшествовало общественное движение навстречу друг другу. В этом сближении сразу всплыли обрядовые расхождения. С одной стороны, все помнили об общих религиозных и национальных корнях, с другой стороны были видны и досадные различия.
Вот здесь и была объявлена вроде безобидная реформа с целью «устранения ошибок в книжках». Мол,
мы отстали от более просвещенных народов, живем в варварстве в отличие от более цивилизованных стран.
Остановись читатель и задумайся. Это не заголовок современной либеральной газеты. Это официальное мнение элиты середины 17 века. Параллелей будет еще больше, если вспомнить, что за 20-30 лет перед церковной реформой Россия с диким надрывом вышла из Смутного Времени, когда страну чуть не подмяла Польша. Мы тоже сравнительно недавно проиграли Холодную войну.
С моей точки зрения, никаких особых, чисто религиозных причин в проведении реформы не было. Вполне можно было смириться с небольшими расхождениями. Можно было продолжать пользоваться старорусскими книгами и не делать экивок в сторону Константинополя и признавать верной исключительно греческую и украинскую версию священных книг.
Продолжу свою точку зрения:
реформа имела чисто политическую причину.
Проведя реформу, русские становились внешне ничем не отличимыми от других православных. Русская церковь делала определенный поклон в сторону других православных. Смотрите, мы независимы, но мы принимаем вашу форму обряда. Тем самым Россия создавала геополитический, пропагандистский базис для своей борьбы за освобождение православных: «мы освобождаем таких же, как и мы». Иначе, противники якобы могли бы сказать, какие вы одинаковые, вы даже креститесь по-разному.
Взаимодействие с киевскими священниками началось в 1640-1650 годах. Заметьте, объединение казаков Хмельницкого с Россией произошло в 1654 году. Видите совпадение!
Если смотреть плюсы и минусы церковной реформы, то первые минусы и плюсы были видны сразу.
Плюсом стало появление геополитического базиса для экспансии русского государства. В этот момент в Европе заканчивалась безумно опустошительная тридцатилетняя война и начинался Вестфальский мир. Главным принципом нового мира стал способ определения границ – по вере. Население внутри одного государства должно было быть одноверческим. Россия, как единственное православное государство получало в рамках этой системы безусловную причину для переподчинения себе православных. Хороший пример применения Вестфальского принципа стали разделы Польши, проведенные Россией, Пруссией и Австрией во второй половине 18 века.
При разделах границы проводились не там, где находились армии этих трех стран, а по границам между распространением религий. Православные территории ушли России, католики – Пруссии. Униаты – в Австрию.
Громадным минусом стал раскол русского общества. Циничное геополитическое оправдание не было принято старообрядцами. Несмотря на небольшие религиозные разногласия, старообрядцы подверглись жесточайшему преследованию, вплоть до того, что их сжигали живьем. Оглядываясь назад, мне кажется, это была слишком большая цена за появление простого геополитического базиса. Можно было придумать какую-то иную формулу, например, созвать общеправославный церковный собор.
Главный минус реформы Никона стал проявляться не сразу, но проявляется до сих пор.
Прежде всего, оказалось, что старообрядцы совсем не те ретрограды, как нам долго преподавали в школах. На самом деле, именно старообрядцы создали русскую промышленность в 19 веке. Многие русские инженеры и изобретатели были выходцами из старообрядцев. Другими словами, следование старому обряду совсем не означает консерватизм в науке, технологиях и промышленности.
Наиболее неприятной для будущего стала традиция признавать русских отсталыми.
Это было самым простым, чисто технологическим способом для мобилизации населения и страны. Каждый раз после объявления очередной отсталости у нас происходил неизбежный раскол.
Через 50 лет после Никона Петр Первый объявил военную и управленческую отсталость России. Плюс мы отстали культурно: не пьем и не курим, одежда не та. Началось внедрение европейской бытовой культуры. В результате раскол элиты и народа. Элита говорила на французском, а народ на русском. Раскол сказался в 1917. Одной из причин тотального разгрома и сжигания дворянских гнезд была как раз месть за высокомерие и презрение к собственному народу.
Большевики пользовались ровно тем же самым приемом, что и никонианские реформаторы. Царская Россия абсолютно отсталая страна. Эту страну легче угробить полностью, и на обломках строить новую страну. Большевики долбили, что в России не было ничего достойного. Дикая, отсталая страна.
Ровно тем же путем пошли демократы в 90-х. Совок безнадежно отстал и должен быть ликвидирован как категория. Надо ликвидировать всю страну. Она все равно лишняя. В результате ликвидировали все, и промышленность, и государство. Заодно отсекли миллионов 50 народа.
Точно также действуют враги Путинской России. Снова, в очередной раз мы безнадежно отстали. Некоторые уже не скрывают, надо не только окончательно развалить страну, а и ликвидировать и самих русских.
Полагаю, нам навсегда нужно перестать исходить из некоей отсталости нашей страны, экономической, культурной, демократической, сексуальной – любой.
Как бы не казалось привлекательным чье-то предложение, но, если там есть утверждение об отсталости – все нужно включать стоп-фильтр, и, не раздумывая, выбрасывать предложение на помойку.
Нам надо с величайшим подозрением относиться ко всем, кто строит политику, исходя из тезиса об отсталости. Просто помните сожженных старообрядцев, погибших крестьян при болотном строительстве града Петра, жертв гражданской войны и перестройки.
Мне думается, здесь необходима помощь Русской Православной Церкви. Старообрядцы были осуждены на Поместных Соборах середины 17 века. Было бы неплохо собрать новый Поместный Собор и полностью, и безоговорочно отменить все решения тех давних соборов. Такое решение послужило бы отличным сигналом для всех других сегментов общественной жизни России.
Многие слышали о технике управления людьми под названием НЛП – нейролингвистическое программирование. В этой технике есть прием лечения давних проблем. Нужно мысленно провести нить от сегодняшнего дня и дойти до того дня, когда возникла проблема.
Таким давним днем и является тот собор с осуждением древнерусской церкви. Мысленно нужно дойти до того дня, исправить состояние того дня, поменять оценку. Затем двигаться назад и по пути исправлять последствия ошибочного деяния.
Напоследок я должен сказать совсем удивительное. Нужно понимать, что в теме «самоочернительства» есть позитивный момент. Собственно говоря, критический взгляд на самого себя всегда хорош. Полагаю, мы единственная цивилизация, где сформировалась устойчивая привычка к самокритике. Если говорить об историческом аспекте самокритики, то эта черта явно отличает русскую цивилизацию от остальных народов. Русские никогда не объявляли себя высшей расой, народом самой высокой культуры. Русские не объявляли варварами соседние народы. Причина была как раз в постоянной самокритике. Трудно объявлять себя высшим, богоизбранным и одновременно критиковать себя за отсталость.
Важно, чтобы самокритика не выходила за рамки позитивного воздействия, не превращалась в то самое самоочернительство, а работала на генерацию позитивных стимулов, на рождение новых идей.
PS. Дополнение к картине Сурикова «Боярыня Морозова». Сам Третьяков был старообрядцем. Вот так, ретроград создал самую знаменитую частную коллекцию России.