Найти тему
soullaway soullaway

Евгений Махно. Солдат рок-н-ролльного фронта Егора Летова

Широкой публике имя омского музыканта Евгения «Махно» Пьянова вряд ли что-то скажет. Но почитатели творчества Егора Летова помнить его должны. Наверняка те, кто в уже далеком 1997-м году покупали кассету с долгожданным новым на тот момент альбомом ГО «Солнцеворот», разглядывая фото на вкладке к кассете, обратили внимание на колоритного бородатого парня в оранжевой рубахе, дурачившегося перед фотокамерой в компании Егора и Кузьмы.

-2

Из напечатанного перечня участников той записи можно было узнать, что этого весельчака звать Евгений Махно, а на альбомах (как вы знаете, в процессе той студийной сессии был также записан «Невыносимая легкость бытия») он сыграл на гитаре, и внезапно, на баяне. Кроме того, он ассистировал Егору в сведении звуковых дорожек.

-3

Ходившие на концерты ГО того периода, возможно, и знали о нем, но в наш город Оборона не приезжала аж со времен русских прорывов 1994-го года (летовскую акустику, имевшую место быть где-то в 95-96-м, точно уже не вспомню, я не считаю). Рунет тогда находился даже не в зачаточном, а впредзачаточном состоянии и как полноценный источник информации не действовал от слова совсем, поэтому, что из себя представляла ГО образца середины 90-х, никто понятия не имел.

-4

Позже выяснилось, что Евгений Махно никакой вовсе не Махно, а Пьянов, а псевдоним такой он взял из-за семейной легенды, будто его предки происходят от брата легендарного атамана-анархиста. И в 1994 году на Русском Прорыве он в нашем городе побывал, в качестве гитариста группы Манагера Родина. Именно Родина была его первой группой, куда был приглашен в начале 90-х Манагером, пытавшимся собрать свою собственную группу. А после Русских Прорывов Летов взял его уже в состав ГО. Как раз место концертного басиста было вакантно, в тот период с бассом Егор помогал Аркадий Кузнецов из Инструкции по Выживанию. И с этого момента Евгений Махно стал одним из действующих лиц истории под названием Гражданская Оборона.

-5

Надо полагать, в процессе общения Егор и Евгений сдружились и нашли общую волну, иначе Летов не пустил бы его в святая святых: кухню Гр.Об-студии. Даже Сан Саныча Андрюшкина, стучавшего в барабаны на концертах ГО с момента ее реюиниона в 1994-м, к студийной работе привлекли, только начиная со Звездопада, а Махно принял активное участие уже в записи альбомов 95-96-го годов. Каков был его вклад в звуковую палитру этих альбомов, мы теперь можем только гадать, но есть предположение, что немалое, раз помогал сводить альбомы.

-6

И еще один любопытный и показательный штрих. С 1990-го года и до самого конца своей жизни Егор в Гр.Об-студии записывал исключительно свои проекты. Единственное исключение было сделано в ноябре 1997-го года для сольного альбома Евгения Махно. Видимо, и сам материал Летова впечатлил, и сказалась дружба двух музыкантов. Только вот если один из них сумел себя реализовать на все 100%, то другому полностью раскрыть себя не удалось, ибо судьба ему отмерила роковые для многих рокеров 27 лет…

Да, дискография Евгения получилась скромной. Два студийника ГО, один live-альбом и сольник «Прошлогодний снег». И, судя по сольнику, потенциал у Евгения был. Послушайте этот альбом. Звук там гаражный, гробостудийный образца середины 90-х, что вполне объяснимо. Музыка мелодична и несет тебя как некий поток, над которым звучит красивый голос Евгения, пропевающего свои тексты, полные образов, вроде как абстрактных, и в то же время простых: прошлогодний снег, который падал на следы оттуда и туда, потаенный рвущийся смех и безудержный побег, и весна, которая вмиг восстала и разродилось живой. В поэзии Евгения вроде есть что-то от Летова образца 90-х, что-то от Неумоева, что-то от Джексона Кокорина, все вроде по-сибирски, но при этом у него получался собственный поэтический язык, которому было куда развиваться.

-7

Евгения не стало в канун Нового года, 28 декабря 1999-го года. Как пишут в разных источниках, переусердствовал с алкоголем и сорвался с балкона. Был это несчастный случай или суицид, люди болтают разное. Я не считаю себя вправе строить какие-то версии, а потому не буду заострять на этом внимание. Лишнее это.

Лучше почтим его память и скажем спасибо за его музыку, за то, что помог Егору записать два, пожалуй, самых необычных альбома в летовской дискографии, а также за его, увы, единственный собственный альбом. Тем более, что повод есть, ибо сегодня ему могло бы исполниться…

Впрочем, какая теперь разница. За музыканта лучше всего говорит сыгранная им музыка, поэтому я лучше еще раз послушаю поэтичный и пронзительный «Прошлогодний снег».

А на сегодня все, и спасибо за внимание!