Перед началом повествования стоит сразу сказать, что мы не пытаемся выгораживать кого-либо, а тем более Михаила Меня. Абсолютное большинство чиновников и депутатов в высших эшелонах управления страной и регионов имеют темное прошлое. У кого-то таким является настоящие и таким-же будет будущие. Важно понимать, что для того чтобы общественности добиться нужного результата, нужно добиваться замены чиновников на ключевых местах на тех, кто на конкретном месте будет приносить максимум пользы. Если это невозможно, то надо создавать такие условия, при которых нерадивым чиновникам придется следовать требованиям народа. От того как быстро мы этому будем учиться зависит не только экология в нашей стране и это правило работает при любой власти.
И так, всем известно об аресте Михаила Меня аудитора счетной палаты, который уже больше года радует насотчетами о воплощении нацпроекта «Экология» и в частности мусорной реформы. Пару дней назад Басманный суд назначил обеспечительный арест (на время следствия) в виде домашнего ареста на 2 месяца. При этом ему запрещается пользоваться интернетом и разрешается выходить из дома на 2 часа каждый день – в магазин за хлебушком. Наказание можно сравнить с самоизоляцией коронавирусных больных, только не на две недели, а на два месяца. Мягкое наказание в сравнении с арестом, назначенным Куракину (министр экологии Московской области) в том же зале суда спустя час – 2 месяца ареста в СИЗО. Меню грозит максимум 10 лет лишения свободы (160 КУ РФ часть 4), но с учетом мягкой меры пресечения в виде домашнего ареста, максимум что ему грозит – условный срок с освобождением от должности. Куракину же, о котором поговорим позже, грозит до 15 лет лишения свободы и штраф в стократном размере от суммы взятки (290 УК РФ часть 6).
Кто такой Мень до Счетной палаты?
В 90-х он был членом партии «Яблоко», а родом он из семья известного священника Александра Меня. Проживала семья под Сергиевом-Посадом и отец в 80-х был известен в первую очередь как справедливый человек с либеральными взглядами. 9 сентября 1990 Александр Мень был зверски убит. Михаил окончил режиссерский факультет Московского госуниверситета культуры и искусств и работал первое время в области культуры. В 1993 году избрался депутатом подмосковной думы, а в 1995 стал депутатом Госдумы. В те времена он был известен только своей фамилией.
Так было пока в 1999 году, во время предвыборной гонки на пост губернатора Московской области Борис Громов назвал его претендентом на пост вице-губернатора МО. Громов выиграл, во многом благодаря фамилии Меня. Спустя чуть более 2 лет должность вице-губернатора сократили федеральным законодательством и Мень стал первым замом Лужкова. В те года Москва и МО серьезно соперничали друг с другом – в то время нынешний президент не имел такого влияния. Мень оказался для Лужкова находкой войне феодалов по земельному и транспортному вопросу.
«Михаил Мень — опытный и порядочный человек. Подав заявление об уходе со своего прежнего поста, Мень был приглашен мною в правительство города», — объяснял свой выбор Лужков.
В 2005 году Михаил Мень стал губернатором Ивановской области, спустя восемь лет он ушел в отставку по собственному желанию. Свое назначение он называл антикризисной мерой.
«Для меня либеральные убеждения — это в первую очередь гуманизм и рыночные отношения в экономике. Это является основой либерального мышления. На мой взгляд, человек может совмещать либеральные убеждения с не авторитарными, но достаточно жесткими принципами управления, если этого требуют обстоятельства», — так позже характеризовал свои взгляды сам Михаил Мень.
Не смотря на эти лова, жители Ивановской области называли его управление наместничеством, а реформы совсем не либеральными. И усугублялось все это тем что он был «варягом» и назначал «варягов» на ключевые должности в области. Алексей Навальный также рассказывал про связь Меня с так еще Президентом РФ Дмитрием Медведевым. По его словам благодаря этим связям Медведев так полюбил ивановскую область и в частности город Плёс (стоит на Волге в Ивановской области) в котором находится усадьба «Миловка». По данным расследования Навального она фактически стала принадлежать Медведеву через фонд «Дар», после чего ее обнесли 6-метровым забором.
После отставки Мень возглавил Министерство строительства и ЖКХ. Возглавлял его он вплоть до 2018 года, тогда же Михаил Мень стал аудитором Счетной палаты. Будучи министром он начал развивать строительство новых домов посредством увеличения доступности ипотеки и надо сказать что это ему во многом удалось. В те же года упразднены «ЖЭК-и» и «ДЭЗ-ы» и появились управляющие компании. В результате эта мера стала спорной, особенно с учётом полной неразберихи и мошенничества со стороны частных компаний в начальном этапе реформы. Порядка нет и сегодня.
Осенью 2019 года Мень был одним из претендентов на пост руководителя Российского экологического оператора — организации, курирующей мусорную реформу. Этого назначения не произошло и Мень остался работать в Счетной палате. Он курировал вопросы, связанные с природой и экологией. На посту аудитора Счетной палаты Мень предоставил несколько отчетов, самые скандальные из которых по мусорной реформе. В том, что его биография с 2005 по 2013 года имеет пятна не приемлемые для репутации честного чиновника. Да и мы почти не знаем таких на таких постах. Самое главное, что начиная с 2018 года и частично с 2013 пользы от Меня была максимальная за все время, что часто очень не нравится бенефициарам в разных сферах. И судя по всему для кого-то из выгодополучателей в мусорной реформе очередной доклад по мусорной реформе оказался последней каплей, после чего последовало предупреждение в виде ареста.
Отдельно стоит вспомнить связь Меня со скандальным региональным оператором по обращения с отходами в Архангельской области. Именно его бывшие подчиненные сейчас с особой наглостью банкротят региональных подрядчиков чтобы занять их место не имея при этом на старте ничего кроме стола с принтером и связей среди федералов и региональных чиновников.
Кому выгодно уголовное дело против Меня?
Для того чтобы это понять нужно прочесть последний доклад. Перед этим важно напомнить, что аресты за «проступки» срок давности, которых вот-вот закончатся является трендом в последнее время. Так было с Шестуном, Фургалом, теперь с Куракиным и Иваном Кляйном (мэр Томска).
Генпрокурор Краснов заявил, что показания на Меня дал его бывший подчиненный. Судя по всему, это был его бывший зам Коньков, который после отставки начальника занял его место. По версии следствия «по указанию Меня был принят (в 2011 году) ряд региональных нормативно-правовых актов, на основании которых в адрес ОАО "Ивановский бройлер" под видом займов были перечислены 700 млн рублей. Указанные денежные средства на следующий день были похищены преступной группой».
Коньков покинул пост главы Ивановской области в 2017, а в 2019 году был арестован и сегодня находится под домашним арестом.
Самое непонятное почему Меня привлекли по уголовному делу только сейчас, спустя почти 2 года после его начала. При этом в деле уже есть судебные решения
«Идет какая-то борьба под ковром, — рассуждает Надеждин. — На любого чиновника в любом региональном правительстве найдется за что завести дело, это какие-то элитные разборки, а не борьба с коррупцией» - говорит подмосковный политик давно знавший Меня Борис Надеждин.
В докладе были затронуты дублирование информационных платформ учета отходов ГИС «УТКО» и «ТКО-Информ», которые создаются на бюджетные деньги. При этом ГИС «УТКО» модернизируется компанией «Большая тройка», созданная Артемом Седовым который является собственником части компании и сегодня. Его многие называют зятем главы Росгвардии Золотовым.
«ТКО-Информ» тоже связана с влиятельными людьми. 75%-ная доля в «ТКО-Информ» принадлежит Андрею Шипелову — генеральному директору компании «РТ-Инвест», входящей в корпорацию «Ростех» Сергея Чемезова. Уже на основе этих фактов можно предположить кто инициировал арест аудитора Счетной палаты.
Интересантов судя по всему много, учитывая, что в докладе говорилось про слабое привлечение бизнеса и многое другое. Вот часть цитат из интервью Меня за последний месяц:
«Если ситуация с полигонами не сдвинется с мертвой точки, нас ждут серьезные неприятности».
«В настоящий момент в России утилизируется только лишь семь процентов отходов. Для сравнения: многие европейские страны, такие как Швеция, Германия, Австрия и Словения, утилизируют порядка шестидесяти процентов твердых коммунальных отходов (ТКО).
У нас 90% ТКО вывозится на полигоны. При этом в семнадцати субъектах России до 2022 года будут исчерпаны все мощности полигонов (юридически их правильно называть емкостями), еще в пятнадцати — до 2024 года».
«На сегодняшний день в России зафиксировано 916 свалок на территории городов. Мы видим, что в федеральном проекте «Чистая страна» (проект входит в состав нацпроекта «Экология») к ликвидации (рекультивации) предлагается только 191 свалка.
Даже если показатели проекта будут выполнены, это означает, что более семисот свалок в границах городов останутся неохваченными. Мы этот вопрос задали, в том числе, на заседании коллегии представителю Министерства природных ресурсов, но не получили удовлетворительного ответа. Этот вопрос в любом случае придется решать».
«Наш анализ показал, что только 39 регионов предусмотрели мероприятия по внедрению раздельного сбора. 24 субъекта провели анализ морфологического состава отходов, и только в 19 регионах предусмотрели мероприятия по привлечению бизнеса».
«Тарифы от субъекта к субъекту порой различаются более чем в пять раз. Мы понимаем, что субъекты разные и логистика в них разная, но отличие в пять раз — это слишком. Понимаете, люди из-за этого, собственно говоря, не очень активно и платят. В прошлом году у нас была собираемость 79%, а по промежуточным результатам этого года мы видим, что, скорее всего, она не превысит 76%. Этого недостаточно, в результате начинаются проблемы у региональных операторов. По данным публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК РЭО), 22 региональных оператора сейчас находятся на грани банкротства».
«По данным ППК РЭО, формирование инфраструктуры по обращению с отходами оценивается в 428 млрд рублей. Федеральным проектом на финансирование инфраструктуры предусмотрено 84,3 млрд. Путем несложных вычислений мы понимаем, что это 20% от требуемого объема финансирования.
Дальше — больше: исполнение бюджетных назначений по федеральному проекту «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» за 2019 год — 624,5 млн рублей — это около 5% от предусмотренных 11,4 млрд рублей».