Доброго всем дня, я Ольга, логопед, специалист по тяжёлым нарушениям речи и нарушениям развития. Комментарии читаю нечасто, если хотите проконсультироваться со мной по вопросам развития речи вашего ребенка - пишите ollivaria79@gmail.com . Это бесплатно)
Сегодня хочу поговорить о задержке речевого развития. Если ваш ребенок в возрасте 2-3 лет говорит явно меньше, чем ему подобные, и вы отправились к специалисту со своим беспокойством - чаще всего в заключении вы увидите аббревиатуру ЗРР или ЗПРР, что хуже.
Первая аббревиатура - задержка речевого развития, вторая - задержка психоречевого развития. Первую увидите, если ваш ребенок выполнил все предложенные задания, но при этом молчал, вторую - если он этих заданий не заметил, либо долго и упорно пихал круглое в квадратное.
Но возможны и другие варианты - могут написать и умственная отсталость, и алалия, и аутизм, и даже детская шизофрения. Ещё варианты - функциональная дислалия, дизартрия, дисфазия развития. Пока навскидку ничего больше не вспоминается, дополняйте в комментариях, что я забыла.
Давайте быстренько разберемся со всеми этими состояниями, а потом вернёмся к нашей ЗРР. Итак. Умственную осталость до 7 лет ставить некорректно, даже в случае явного отличия ребенка от нормы. Под умственную отсталость в раннем возрасте может маскироваться все, что угодно, поэтому этот диагноз в 2-3 года - преждевременен. ЗПРР - да, это корректно.
То же самое с алалией. Алалия - это нарушение развития речи как системы. Неусвоение ЯЗЫКА. А до трёх, и даже 3,5 лет этот процесс идёт полным ходом, поэтому ставить такой жирный крест - не усвоил! - опять-таки пока рано.
Такого нельзя сказать об аутизме, этот диагноз как раз может быть поставлен достаточно рано, и в разрезе коррекции - чем раньше, тем лучше.
Шизофрения. Диагноз по отношению к детям устаревший, сейчас маленьким детям его не ставят.
Физиологическая дислалия - не диагноз вообще. Это констатация факта, что ваш ребенок произносит сяпка вместо шапка по той простой причине, что двухлетки в норме так и говорят. Норму, короче,обозвали страшными словами. Если в заключении написали любую другую дислалию, или если не уточнили форму - требуйте объяснений.
Дизартрия. Этот диагноз может быть поставлен рано, до трёх лет. Нарушения мышечного тонуса и подвижности органов артикуляции заметны рано.
И, наконец, дисфазия развития. Примерно то же, что и алалия, но по МКБ10. До 3 лет, опять же, этого диагноза в карте ребенка быть не должно бы.
Итак, возвращаемся к нашей ЗРР. Вообще-то говоря, это тоже не диагноз, а просто констатация факта - развитие речи задержалось.
Возможно, специалист уточнит причины, по которым она задержалась, возможно, сделать этого не сможет. Если по причине дизартрии - специалист так и напишет, ЗРР, дизартрия. А вот, к примеру, ЗРР, алалия - написать нельзя. Эти две вещи взаимоисключающие, или-или. ЗРР может впоследствии проясниться в алалию, а может исчезнуть при коррекции без следа. И что произойдет с ЗРР двухлетки, который сейчас перед вами - не скажет и Господь Бог.
Задержка задержке рознь, и ребенок может молчать, но при этом вполне успешно общаться мимикой, жестами, взглядом, отдельными звуками. В общем, вести себя как все дети, но не говорить. Тогда скорее всего дело задержкой и кончится, или, в худшем случае, выйдет в алалию.
Алалия - тяжёлый диагноз, который, тем не менее, не идёт ни в какое сравнение с расстройствами аутистического спектра. РАС, "прячущиеся" под ЗРР или ЗПРР можно подозревать, если ребенок не просто молчит, и даже если не молчит, а НЕ КОММУНИЦИРУЕТ. Не обращается к вам с просьбами, не отзывается на имя, не приглашает вас разделить с ним радость. Вот если это видите - бейте во все колокола, и не ждите ничего вообще. Специалист определит проблему уже в год, и начнется коррекция. Чем раньше, тем лучше.
Ну и напоследок совет из опыта. Огромное количество приходящих ко мне детей 3-4 лет с ЗРР, простой ЗРР, без всяких описанных ужасов - лялечки. Ему уже три, а до сих пор памперс. И соска. И никаких попыток самому одеться. И кормим с ложки. Вот можете что угодно мне в комментариях писать, но я убеждена, что в изрядном количестве случаев у ЗРР есть психологическая составляющая. Мы не даём ребенку взрослеть, иногда не отдавая в этом отчёта. Он и в 4 года лялька. А ляльки не разговаривают. Иногда пересмотреть детско-родительские отношения - уже даёт эффект.