На днях был совершен мини-прорыв в портовой отрасли России. Теперь в уходе российских грузов из портов Прибалтики можно не сомневаться. Процесс окончательно запущен.
На "Транспортной неделе" премьер-министр запустил строительство сразу нескольких объектов в порту Усть-Луга. Речь идет о терминале LUGAPORT, проектная мощность которого составляет 24 млн. тонн., а также терминале компании "Ультрамар" (мощность до 20 млн. тонн). В значительной мере эти терминалы будут специализировать на перевалке отечественных минеральных удобрений, 40% которых в настоящий момент транспортируются через Прибалтику и Украину.
В 2013 году был принят абсолютно вредительский закон, который запретил строительство терминалов по перевалке удобрений в пределах 500 метров от причала. Аргументировалось все это дело заботой об окружающей среде. Но подобное звучит более, чем странно. Такой практики нет ни в одной европейской стране, где об экологии заботятся уж точно не меньше, чем в России.
Соответственно, из-за запрета строить терминалы ближе, чем на 500 метров от моря, экономическая составляющая российских проектов оказалась невыгодно. Это стимулировало экспорт удобрений через порты Прибалтики и Украины. Удивительно, но даже после 2014 года правительство долгое время не обращало на данную проблему внимания.
Новое правительство Мишустина-Белоусова в считанные месяцы решило данный вопрос. Соответствующий законопроект был принят Госдумой уже во втором чтении. Это означает, что процесс доведения процедуры до логического завершения является чистой формальностью.
Хотя, и здесь не обошлось без странных моментов. Так, в июле этого года прохождение законопроекта пытался активно заблокировать некий депутат Виталий Ефимов. Данный законотворец внес удивительные поправки, в которых предложил ограничить строительство терминалов по перевалке удобрений в населенных пунктах. Однако основные терминалы находятся как раз в Санкт-Петербурге, Новороссийске и т.д.
Давайте посмотрим биографию данного депутата. Данный человек занимал должность Министра транспорта в правительстве Гайдара (потом - Черномырдина) в 1991-1996 годах. Чуть раннее занимал аналогичную должность еще во времена РСФСР в правительстве Ельцина. В общем, выводы делайте сами.
К счастью, проблема уже решена. С удивительной скоростью правительство и Госдума обеспечили скорейшее прохождение законопроекта, что предоставило возможность запуска строительства новых терминалов. Объекты будут введены в эксплуатацию в 2023 году. Именно этот год должен ознаменовать окончательный уход российских грузов из портов Прибалтики.