Найти в Дзене
© KMS-Factologia

Татары в Польше и Литве В их числе были и кумыки с Северного Кавказа

История польско-литовских татар длится уже седьмое столетие, с XIV века, когда выходцы из Золотой Орды приезжали на военную службу к великим князьям литовским и селились на этих землях. Согласно собственной традиции, первые татары пришли на польско-литовские земли из Золотой Орды в конце XIV- начале XV века, вместе с бежавшим сюда ханом Тохтамышем после поражения на Тереке в войне с Тамерланом.
В

История польско-литовских татар длится уже седьмое столетие, с XIV века, когда выходцы из Золотой Орды приезжали на военную службу к великим князьям литовским и селились на этих землях. Согласно собственной традиции, первые татары пришли на польско-литовские земли из Золотой Орды в конце XIV- начале XV века, вместе с бежавшим сюда ханом Тохтамышем после поражения на Тереке в войне с Тамерланом.

В качестве самостоятельной татарской субэтнической группы они сформировались в конце XIV — начале XV веков в Польше и Литве. До середины XVI в. татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшихся друг от друга, как правами, так и наличием недвижимости. Наиболее привилегированную группу составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам - Острынским и Пунским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, то есть огланами или уланами как потомков ордынских князей-чингизидов. А сам термин восходит к древнетюркскому слову «улан», которое в переводе означает «сын, мальчик; конник, конный ратник». Бывшие ордынцы постепенно (с конца 13 века) здесь обрели для себя новую Родину.

От одного из наиболее влиятельных в старой Речи Посполитой татарских, а точнее, ордынского происхождения родов — князей Улановых герба «Улан», как полагают некоторые историки, произошло название уланских полков. Род Улановых, в свою очередь, представлял из себя одну из главных ветвей другого знатного рода огланов — Ассанчуковичей герба «Ассанчук». Кроме Улановых, князья Ассанчуковичи дали жизнь и таким польско-татарским родам, как Абдзевичи, Ахматовичи, Абдзюкевичи и Шабановичи. Общим их предком считается знатный ордынец Банк по прозвищу Толстый Улан (тюркская транскрипция этого имени, к сожалению, не сохранилась, но из истории известно, например, имя кипчакского хана Боняка/Бойнака). Одного из сыновей Банка (Бойняка?) звали Ян-Иен (Джан?), в 1515 году записанный как владелец части селения Улановичи в ковете Новогродском (современный Новогрудский район Гродненской области Белоруссии), а в 1528 году фигурировавший в военном списке. Исследователь и генеалог из польских татар Станислав Дзядулевич в своей книге «Гербовник родов татарских в Польше» (Вильно, 1929) довольно подробно перечисляет потомков Улановых.

Однако фамилия и титул «улан» не всегда совпадали. «Улан» или «оглан» вообще в ордынской аристократии означал принца крови огланы принадлежали к дому Чингиз-хана и пользовались беспрекословным уважением. Огланов много сосредоточилось в Польше, где они состояли на военной службе и где из них и возникли Уланы (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). У кумыков они назывались «улан-бии или бийуланы», т.е «принцы крови». Этот термин(титульное имя) у кумыков и сегодня находится в употреблении. Так, например, невестка не имеет права старшего брата мужа называть по настоящему имени, а называет «бий-улан» (княжеский сын) Исследователь истории польско-литовских татар Станислав Крычинский считал, что титул огланов (уланов) у татар литовских носили Ассанчуковичи и происходящие от них следующие роды «чингизидов-джучидов» по линии старшего сына Чингиз-хана от первой жены Бортэ - Джучи-хана: Абдзевичи, Альдукевичи, Ахматовичи, Халецкие, Чугаевичи, Чимбаевичи, Демидковские, Илъяшевичи/Илляшевичи, Ильясевичи/Иллясевичи, Эльяшевичи/Елиашевичи, Хасеневичи, Йозефовичи, Корицкие, Лостайские, Малющицкие, Мочинские, Мисаковы(см.ниже), Нурулловичи, Романовские, Рудзиевичи, Ризвановичи, Шабановичи, Шагуневичи, Шемешовы, Улановы, Волкачовы-Каецинские, Засулъские и Ждановичи. Ассанчуковичи, а позднее - Улановы, пользовались среди польско-литовских татар особенным авторитетом, а также были фаворизованы польскими королями, литовскими великими князьями и некоторыми магнатами (Илляшевич В.Н. Польско-литовские татары. (http://www.etnosy.ru/node/610)

Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Они пользовались титулом князь. Во главе княжеских родов стояли: Ассанчуковичи (Уланы), Корыцкие, Юшынские,Кадышевичи, Крычинские, Лостайские, Тальковские, Ловчицкие, Лещинские (записаны в шляхту в середине ХVII века), Смольские, Тарашвиские, Завицкие и Баргынские (Барановские). Удивительно, оказывается в Речи Посполитой, шляхта тоже не слабо была связана узами братства, с татарскими мурзами...

Следует отдельно подчеркнуть, что в общей сложности «Гербовник родов татарских в Польше» охватывает свыше 700 султанских и княжеских родов.(Stanislaw Dziadukwicz «Herbarz Rodzin Tatarskich w Polsce», Wilno 1929).

Гербы польско-литовских татар
Гербы польско-литовских татар

Установленным считается, что татары, по разным причинам осевшие 14-15 вв. на польских землях, делились на четыре группы:

1) потомки выходцев из Заволжской Орды - "Мавера-и Волга (Идель)";

2) потомки кипчакских переселенцев 1397 г. (роды Кан-Кырат-Соболевских, Кан-Баян-Гуенских, Кан-Мансур-Давидовичей, а также Джафаревичей, Джанаевичей, Сеферовичей, Абрамовичей, Мустафичей, Шаблевских;

3) потомки пленников и беженцев из ногайских орд, находившихся под властью крымских ханов и преимущественно из Азовской, Донской орд (роды Рафаловичей, Эльяшевичей, Смольских, Базаревичей, Якубовских, Лебедей, Щенсновских, Гембицких и т. д.).

В совершенно отдельную четвертую группу все исследователи (А. Мухлинский, М.Туган-Барановский, Я.Талько-Хрунцевич и др.) выделяют «потомков тюркских князей и мурз из Дагестана» - «Туган-Мирза-Барановских» (в польской транскрипции - Tuhan- Baranowsky). Туган-Барановские согласно их генеалогии являются выходцами из дагестанских татар, т. е. кумыков, переселившихся в Польшу и Литву и перешедших на службу польским царям, участвовавших впоследствии в Грюнвальдской битве в 1410 году.

Родовая фамилия их двусоставная, содержит в себе имя прародителей данных князей Тугана (от тюрк.Тuwğan плюс название рода или племени Borğan/Borağan от названия гунно-булгар, принявших участие в этногенезе кумыков, балкарцев, карачаевцев и крымских татар. Отметим имя Туган ( в кум.транскрипции - Тувган Tuwğan) в переводе с кумыкского означает «единоутробный родственник, брат». Один из отпрысков этого рода польско-литовских татар Мацей Туган-Барановский, подписавшийся инициалами "Z.М." автор статьи "Литовские мусульмане", опубликованной в 1910 г. во французском журнале "Мир мусульман", Туган-Барановские - "хозяева обширных владений, родовитые князья, беки и мурзы тюркского происхождения племени Дагестан". К ним относятся роды Найман-бея Олешкевичей-Кричинских, Туган-бея Дагестанских-Барановских (Бораганских), Улан-бея Малющицких, Тарах-мурзы Бучацких, Эруслан-мурзы Азулевичей, Урус-мурзы Довгиалло, Булат-мурзы Тупальских, Джигит-мурзы Юзефовичей, Искандера Солака (Сулькевичей), Тальковских, Фурсов, Рудницких, Ассанчуковичей (Уланов) и др. Кстати, род этот хорошо известен, как у кумыков, так и генетически им весьма близких крымских татар. У кумыков - это владетели Брагунского (Бораганского) ханства на реке Сунжа, а в составе Золотой Орды на Северном Кавказе была целая область Борган-Маджары и сам этноним этот отложился во многих топонимах от Крыма до Дербента. Род под этим именем известен и в истории крымских татар. Так, в одном из архивных документов «О дворянстве мурз Бораганских», приводится свидетельство о том, что фамилия Бораганских происходит от древней фамилии Бораган, выдвинувшейся из числа ханских гвардейцев. из кумыкских (в тексте искаженно - «кунутских» - ред.) князей, состоявших на службе у Сахиба I Герея, который выдал одному их них соответствующий ярлык от 1543 года [См.; Сичаева Г.А. Формирование и становление крымско-татарского дворянства // Приволжский научный вестник. №6-1(46)-2015.С.55; ГАРК. Ф.49. оп.1. Д.№6932 .Л.5)]»

Что же касается истории появления князей Туган–Барановских в Польше и Литве, то, как повествуют источники, в т.ч. и кумыкские, они, скорее всего, оказались здесь по причине разгрома, учиненного войсками Тимура, кумыкам (борганам), воевавшим на стороне Хана Тохтамыша на Северном Кавказе в начале 15 века. Так кумыкский летописец Мухаммед Аваби Акташи (XVII в.) в своем историческом сочинении «Дербент-наме» сообщает: "...Когда был разрушен этот город (Джулат или Шехр-и Татар. - К. А.), его народ стал подвластен крымскому хану: большая часть крымского народа (борганов - К.А. ) вышла оттуда...". Немецкий историк (18 в) Якоб Рейнеггс так же отмечает в своем труде: "Жители онаго (т.е. Джулата. - К.А.), оставя жилища свои, поля, поселились в том месте, где ныне находится Херсон".

Сведения и предания, которые бытовали у самих представителей данного рода, говорят о том, что "принц Темир Туган Бейприбыл к Витольду вместе с женой, двумя сыновьями, которых звали Миран и Ал-Кадр" (Михаил С. Туган-Барановский). Считается, что это могло произойти в 1410 г., когда в Литву переселилось до 40 тыс. татар во главе с сыном Тохтамыша Джелал-эд-Дином. Тогда часть их (3 тыс.) осталась в Литве. (Z.M. "Литовские мусульманне" (1910). Он сообщает: "Три тысячи татар остались на службе во главе с предводителем - орбеем (оьрбий), имамом (С.97), кассиром, секретарем, офицерами". И далее: "Первым командиром этой армии был Темир Туган Бей, князь из Дагестана". Местом их расселения были выбраны Вильно, Троки, Осмиани, Лида. Прародитель Туган-Барановских Туган-бек, согласно бытующим среди литовских татар преданиям, командовал татарской конницей, принявшей участие в Грюнвальдской битве с немцами в 1410 году.

В историю князья Туган-Мирза-Барановские (Бораганские) вошли с гербом «Туган» и родовым прозвищем «Мурза-Дагестанский». Имя и фамилия это на Кавказе, кроме того, встречается у генетически близкородственных кумыкам балкарцев, а также у осетин-дигорцев. Согласно их генеалогическим преданиям, князья их происходят из Золотой Орды («от двух братьев Басиата и Баделята из Маджар»). Родословные басиатов (таубиев) и баделятов восходят к рубежу XV-XVI вв.

К этой же группе польско-литовских татар, по всей вероятности, относится и упоминаемый в польских источниках род "князей Пятигорских"(«битогурских»), происходящих от гуннов битогуров, а также, возможно, род князей Кан-Баян-Гуенских, имеюших гуннское происхождение и связанных с родом кумыкских гуэнов (гуннов),известных еще в 19 веке среди кумыков (Д.-М. Шейх-Али. О кумыках Тифлис.1848 г.). В эту же группу, мы можем включить, род князей Мисаковых, известных под этой фамилией и среди балкарцев как род балкарских князей («таубиев», «горских князей»). Корни их восходят к борганским (брагунским) князьям из Брагунского ханства на реке Сююнч-су (Сунжа русских источников). Согласно преданию, родоначальником Мисаковых был Мисака, прибывший в Балкарию из Борагана, что в междуречье Терека и Сунжи (М. Абаев). Русский ученый Миллер также отмечал, что «Мисака жил первоначально на Кумыкской плоскости с князьями Таймазовыми». С ними же были связаны по своему происхождению и балкарские князья Суюнчевы. И вообще, среди старой северокавказской тюркской аристократии (начиная от шамхалов Тарковских) мы мало найдем представителей, которые не возводили бы свои корни к чингизидам, к золотоордынским ханам.

Надо полагать также, что среди золотоордынских кумыков, вошедших в состав польско-литовских татар в 14-14 вв. могли быть оксунгуры, иначе говоря уйсуны (род хазар-ашины) , часть которых продолжала обитать среди кумыков еще а 18 веке на Северном Кавказе. О них в XVIII в. Немцкий исследователь Якоб Рейнеггс о них сообщает: "народ, который оксунгуры называется и щитает в себе 800 дворов, они занимают под собою широкую и пространнейшую долину до подошвы гор, но поля их до самого левого берега реки Яксая к востоку простираются, говорят они кумук-татарским языком, скотом и землею изобилуют, домы их чисты и гостеприимство составляет их главную добродетель, ибо они суть ревностные мусульманы" [Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала.1992. С.250]. В Польше, по всей вероятности , скрываются под своим родовым именем князей Юшынских. Есть в Польше, кстати, татарский род «Черкесовых», выходцев с Кавказа, и т.д.

Следует сказать и о том, что в Польше в населенных пунктах Большой и Малый Таркув (Tarkow Mały i Wielki) под Варшавой и сегодня существует немало семей носителей фамилии Тарковских, по фамильным преданиям которых их происхождение связывается с кумыкскими шамхалами Тарковскими, т.е. «шевкалскими царями», корни которых, как известно, восходят к чингизидам (джучидам), т.е. золотоордынским ханам и в частности к роду ордынского хана Узбека. Однако вопрос об основателях Таркува шляхтичах Тарковских все еще неясным, но украинский историк Алексей Зотиков в одной из своих статей, посвященной Арсению и Андрею Тарковским и их связи с семьей Тобилевичей, утверждает, что этот польский городок основали потомки шамхалов – правителей кумыкской крепости Тарку (Тарки) на Северном Кавказе.

Автор: К.М. Алиев