Найти тему
Книга Фанфиков

Как не надо писать диалоги. Часть 3

Если вы оказались здесь, значит хотите научиться писать хорошие диалоги! Для полноты картины советуем вам для начала ознакомиться с первой и второй частью советов по их написанию, а потом уже приступать к этой. Вы это уже сделали? Ну тогда давайте разберём последнюю порцию ошибок!

6. Как-то странно ты говоришь...

Эта ошибка заключается в неправильном выборе выражений, фраз и слов для персонажей. Вы должны понимать, что речь в диалогах, которую вы прописываете, принадлежит персонажам, которых вы создаёте. Необходимо учитывать их особенности и характеристики. Бабушка из деревни вряд ли будет в состоянии беседовать с городским парнем лет 17-ти о том, что творится на Ютубе и почему в ТикТоке какой-то дурацкий новый тренд.

Пример неудачного диалога:

- Профессор, вы можете объяснить почему в современном мире религия утратила свою значимость?
- Э-э-э... Ну блин, я вообще, как бы не думал об этом. Ну она была раньше нужна, а теперь нет. Да просто сейчас люди думают, что это какая-то фигня. Вот поэтому и не нужна она им.

Опять же, для комичного или ироничного момента это подойдёт. Но серьёзный профессор, которому лет 50-60, вряд ли будет беседовать со студентами так.

Пример замены:

- Профессор, вы можете объяснить почему в современном мире религия утратила свою значимость?
- Раньше людям нужно было какое-то объяснение происходящего в природе. Им нужно было верить во что-то, чтобы справляться со своими страхами. С обретением достаточного уровня образованности потребность в вере во что-то сверхъестественное отпала. Мы ещё будем подробнее разбирать этот вопрос на последующих лекциях.

-2

7. Пояснения не всегда к месту.

Если вы вернётесь назад и просмотрите все примеры диалогов от первого пункта и до предпоследнего, вы заметите, что ни в одном из них мы не поясняли кто это говорил и кто кому отвечал. Но, так или иначе, всё было вполне понятно. Пояснения к репликам стоит давать только тогда, когда это необходимо. В остальных случаях нужно оставлять читателю пространство для домыслов, он ведь не дурачок и сам может понять, что кто сказал и как кто это произнёс.

Пример:

- Карл, ты что это там делаешь? – с возмущением сказала Линда, обращаясь к своему мужу.
- Я тут вот разбираю старые коробки с вещами, выбрасываю ненужное, – торопливо пролепетал Карл, понимая, что жена будет этим возмущена.
- Оставь их в покое! – воскликнула Линда и бросилась отбирать у мужа блокнот с рецептами солений, – Тут всё нужное!

Не кажется ли вам, что здесь пояснений даже больше, чем речи героев? Давайте теперь уберём их и посмотрим, что получится:

- Карл, ты что это там делаешь?
- Я тут вот разбираю старые коробки с вещами, выбрасываю ненужное.
- Оставь их в покое! Тут всё нужное!

Суть диалога не поменялась и менее понятными реплики тоже не стали. Значит пояснения были лишними.

Запомните: если в тексте есть что-то, что можно отбросить, значит это нужно отбросить. Так тексты получатся содержательными, понятными и несложными для восприятия. Читателям такое читать приятнее, чем громоздкие и сложные речевые обороты с кучей пояснений и разъяснений.

Мы надеемся, что наши советы положительно скажутся на ваших диалогах и вы сумеете явить миру свой шедевр, который обязательно обретёт свою аудиторию! Спасибо за внимание!