Найти тему
Cinemacountry

"Я люблю свою страну, но ненавижу государство"

Оглавление

Эмпатия... Одни люди легко и искренне сопереживают другим, иные могут не испытать ни то что укола чувств, но даже и лёгкого щипка. Однако предположим, что читатель этой статьи — человек чуткий, способный проникнуться чужой бедой, болью, обидой и разрывающим душу гневом от несправедливости, чинимой не чем иным, как самим «законом».

«Во имя отца», 1993

Джим Шеридан

Кадр из фильма
Кадр из фильма

История немыслимого правового бесчинства, которая начинается осенью 1974 года в английском Гилфорде, заставит вас в досаде и бессилии сжимать кулаки. Вечером 5 октября ирландские борцы за независимость провели серию терактов в британских пабах. Пять человек погибли, 65 были ранены. Взбешенное британское правительство, поддерживаемое напуганным и озлобленным населением, быстро «вышло» на след виновных: шитое белыми нитками расследование привело полицию к хиппующей ирландской молодежи. Четверо молодых людей, виновных лишь в своей социальной инаковости и происхождении, были подвергнуты физическим и моральным пыткам, а после выбитого признания осуждены на пожизненное заключение. Одного из них звали Джерри Конлон — это его история, написанная им самим.

«Дурак», 2014

Юрий Быков

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм препарирует тему повальной халатности, которая до боли знакома всякому гражданину страны. Мы с этой постыдной привычкой встречаемся буквально каждый день, варьируется лишь масштаб проблемы. Сюжет строится на противостоянии «один против всех». Герой Артема Быстрова пытается сделать правильно, но сталкивается с непробиваемой системой, где царствуют коррупция, безразличие и простое русское «авось». 

Имя режиссера плотно ассоциируется с социально-драматическим жанром: своими фильмами Быков, словно пальцем, наплевав на нормы этикета, указывает на постыдные незалатанные дыры социальной оболочки страны. Признаться, я к его авторской манере отношусь со скепсисом: некоторые приемы выглядят излишне спекулятивно, а попытка показать уродливую правду, частенько оборачиваются сценами «пересоленного» произвола. В «Дураке» это тоже есть, однако реалистичность собирательного образа, иллюстрирующего русский менталитет, подкупает — и я сейчас не об обнаглевших чинушах…

«Жизнь других», 2006

Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Действия фильма разворачиваются в Восточном Берлине образца 84 года — ни гласности, ни доверия — каждый может оказаться ищейкой Штази. Одному из агентов тайной полиции поручают скучную и привычную работенку: вести очередной протокол «жизни других». Что съел, что читал, с кем говорил, что подумал... — все, что пригодится гэдээровским волкодавам, чтобы избавиться от инакомыслящего элемента.

Пронзительная история о жизнях, что по чьему-то гнусному велению становятся существованиям без права расправить легкие, наполнив их свежим, чистым воздухом на весь объем. Рассказ о жестокости и глупости государственной машины, подавляющей великие умы, гасящей племенные сердца. Но и ода человечности, бесстрашному самоопределению в реалиях безжалостного, губительного тоталитаризма. Сюжет фильма хоть и доводит до исступления, но в итоге разрешается светлой надеждой на человечность. 

«Я, Дэниел Блэйк» 2016

Кен Лоуч

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм-триумфатор Каннского фестиваля будет весьма полезно посмотреть людям, которые пеняют на сытость и безбедную жизнь Запада. И пенсии там хороши, и пособия велики и вообще можно не работать, катаясь по миру на госвыплаты. Так-то оно, может, и так, но сначала ты должен ублажить бога местной бюрократии, а он — товарищ дотошный, требовательный и мстительный.

Главный герой фильма — простой работяга. Всю жизнь Дэниел Блэйк работал плотником, исправно платил налоги и любил свою родную Британию. Но на последнем отрезке трудового пути, когда пенсия уже маячила на горизонте, в его жизни случились инфаркт и временная нетрудоспособность, которые в свою очередь обернуться безденежьем — «Вы настолько больны, что не можете работать, но не настолько, чтобы получать пособие». В попытках уладить абсолютно бредовое и бессмысленное свое положение мужчина будет стучаться во все двери и часами висеть на линии автодозвона, однако столкнется лишь со стеной официально-уважительного безразличия.

Когда меня спрашивают, в какой стране мне бы хотелось жить, я обычно отвечаю так: я мечтаю жить в стране, где исполняется закон, и все перед ними равны. Но сейчас я вдруг отчетливо осознала, что в формулировке не хватает слова «справедливый». Закон должен быть именно таким: для людей, а не против них.

Спасибо за внимание!