Найти тему
Сергей Пряморуков

Донская Одиссея

Человек красит место или место красит человека?

Все фото, использованные в статье - мои
Все фото, использованные в статье - мои

Безусловно, всё определяется сознанием, начинается и заканчивается там. Но ведь Ницше говорил также и о том, что если долго глядеть в бездну, то бездна начинается проникать в тебя, более того, это справедливо для любого внешнего вмешательства. Окружающая действительность, политические и экономические события, окружение, и в целом, среда - всё это так или иначе накладывает отпечаток на жизнь и мироощущение.

Памятник погибшим космонавтам "Союз-11"
Памятник погибшим космонавтам "Союз-11"

Именно об этом я и хотел рассказать. О месте, что было моим, тем самым, окружением, долгое время. Да, я родился и вырос в большом городе, который является крупным центром культуры, промышленности и развития прочих социально-значимых сфер жизни общества. У него богатая история, он полон памяти. Только как бы то ни было, он мало чем отличается от любого другого миллионика Замкадья, да и от прочего рандомного населенного пункта этой Сверхдержавы Третьего Мира. В общем, Донская столица - типичный Мухосранск: памятники былым достижениям и успехам, мрачные угрюмо-отчаявшиеся прохожие, изобилие улиц, что носят имена советских мумий и проникающая в каждую щель, пыль ушедшей эпохи, толстым слоем покрывающая асфальт, крыши и стены, подъезды и лестничные пролеты многоквартирных зиккуратов, мысли и мечты их обитателей. Но в этой беспросветной мгле есть нечто, не вписывающееся в общую картину увядания и упадка. На северной окраине города расположен жилой массив, который испускает свет like a sunshine в тумане безнадежности и уныния российских реалий.

Памятник Ю. А. Гагарину на  площади Королева
Памятник Ю. А. Гагарину на площади Королева

Пересекая его границу и покидая остальной город, будто бы буквально и на физическом уровне ощущаешь разницу. Строительство этой части города пришлось на значимый период в истории советской космонавтики и всё здесь пропитано духом той поры, от каждого фундамента до каждого чердака. От неосвещенных проулков и гаражных кооперативов до просторных площадей. Названия улиц и переулков, наименование бульваров и проспектов - это настоящая ода величию человеческого рвения к открытиям и восхищению людьми, их совершивших.

Граффити - cassettecolor90
Граффити - cassettecolor90

Пускаясь в межгаражную одиссею, взгляд невольно заостряется на пошарпанных табличках с облупившейся краской, прибитых к фасадам зданий, на которых нанесены фамилии членов экипажа "Союза-11". В этот момент и происходит то самое "влияние из Вне". Пересекая проспект Космонавтов и поворачивая на улицу Сергея Королева неожиданно теряешь способность думать о бытовых неурядицах и взор уводит от мокрого грязеснега у тебя под ногами ввысь, в чернильно-непроглядную тьму неизвестности. Неподъёмность насущного и тяжесть всего материально-земного перестает давить на плечи с каждым последующим шагом по Орбитальной улице, которая затем ведет по Звездному переулку и выводит на улицу Галилео Галилея. А стоя на перекрестке бульвара Млечного Пути и улицы Вселенной истинно грешным представляется вера, даже сама мысль о том, что эра открытий осталась позади и в мире больше нет места мечтателям и первопроходцам.

Полвека назад, на месте этого района располагались сельскохозяйственные угодья, поля, которые ныне граничат с ним на северной окраине города.
Полвека назад, на месте этого района располагались сельскохозяйственные угодья, поля, которые ныне граничат с ним на северной окраине города.
"Мы начинаем забывать, кто мы такие - исследователи, первооткрыватели, а не землеройки".

Я не утверждаю, с пеной у рта, что необходимо помнить, чтить и уважать подвиги предков. Я говорю лишь о том, что все эти люди, космонавты, испытатели, конструкторы, инженеры, являют собой примеры того, что человек, его фантазия, мысль, воображение безгранично, а его воля и возможности невероятны и находятся за пределами нашего обывательского понимания.

"Раньше мы смотрели в небо и там искали свое место среди звезд, а теперь смотрим под ноги и пытаемся выжить в этой грязи".
"Раньше мы смотрели в небо и там искали свое место среди звезд, а теперь смотрим под ноги и пытаемся выжить в этой грязи".