Найти тему
Точка ART

Противоречивая история британского искусства от Хогарта до Бэнкси

Впервые на русском языке в издательстве «СЛОВО / SLOVO» вышла книга известного британского журналиста и арт-критика газеты The Guardian Джонатана Джонса, рассказывающая о трех веках британского искусства с момента его появления на европейской сцене в эпоху Ньютона и Хогарта до громкой и часто скандальной славы в XX веке, которой оно обязано Бэкону, Хёрсту, Эмин, Бэнкси и многим другим художникам. Отрывок из книги Точка ART публикует в рубрике «Книжное воскресенье».

История искусства, благодаря личному взгляду автора и экспрессивному стилю повествования, полному звонких метафор и неожиданных образов, превращается из хронологического перечисления стилей и имен в захватывающий и вдохновляющий «роман», в котором изображается настоящая жизнь людей со всеми страстями и противоречиями.

енджамин Маршалл (приписывается) «Портрет Дэниела Ламберта», начало 1800-х. Лондон, Королевский хирургический колледж, Хантерианский музей © Издательство «Слово/Slovo»
енджамин Маршалл (приписывается) «Портрет Дэниела Ламберта», начало 1800-х. Лондон, Королевский хирургический колледж, Хантерианский музей © Издательство «Слово/Slovo»

Много времени спустя после того, как Шекспир увидел чудовищ, изображенных на столбах, британские художники взялись изображать диковинных людей. Около 1806 года человек, чьи физические размеры впечатляли современников, позировал для своего портрета. Острая наблюдательность, характерная для стиля Бенджамина Маршалла в этом произведении, типична для эпохи точности в портретной живописи. Что делает его картину запоминающейся, так это сам позирующий, Дэниел Ламберт, раскинувшийся в кресле, человек-гора, чье тело вырывается наружу из красного сюртука. Голова Ламберта крошечная в сравнении с его необъятным животом. Ноги — толстенные сардельки. Этот портрет — своего рода документ с медицинским диагнозом. Физическое состояние Ламберта изучали доктора Георгианской эпохи, считавшие его самым тучным человеком в истории медицинских наблюдений. Ламберт сам стал живой картиной, совсем как «мертвый индеец» у Тринкуло. В 1806 году в газете The Times появилось такое объявление о предстоящей «выставке»:

ВЫСТАВКА. — Мистер Дэниел Ламберт из Лестера, величайшее чудо света, в возрасте 36 лет весит свыше ПЯТИДЕСЯТИ СТОУНОВ… Мистер Ламберт принимает посетителей в своем доме № 53 по улице Пикадилли, напротив церкви Сент-Джеймс, с 12 до 5 часов пополудни. — Входная плата 1 шиллинг.

Британское искусство в своем самом мощном проявлении и по¬ныне демонстрирует страсть к природным чудесам, которая заставила Стаббса изобразить линкольнширского быка, а Маршалла — запечатлеть необъятность Дэниела Ламберта, но теперь ставки гораздо выше одного шиллинга.

Слева: Марк Уоллингер «Призрак», 2001. Полупрозрачный ПВХ, сканахром, лайтбокс; Лондон, галерея Тейт Бритен. Справа: Джордж Стаббс «Уистлджэкет», около 1762. Лондон, Национальная галерея © Издательство «Слово/Slovo»
Слева: Марк Уоллингер «Призрак», 2001. Полупрозрачный ПВХ, сканахром, лайтбокс; Лондон, галерея Тейт Бритен. Справа: Джордж Стаббс «Уистлджэкет», около 1762. Лондон, Национальная галерея © Издательство «Слово/Slovo»

В мае 2015 года, за три месяца до открытия Дисмаленда, на аукционе Christie’s в Нью-Йорке была продана весьма любопытная картина. Полотно Люсьена Фрейда «Социальный работник отдыхает», написанное в 1994 году, представляет собой портрет Сью Тилли. Женщина дремлет, развалившись на диване, запрокинув голову, выставляя напоказ свое дородное тело. Груди покоятся на свисающих складках живота, колени и бедра — не обхватишь.

Люсьен Фрейд «Социальный работник отдыхает» , 1995
Люсьен Фрейд «Социальный работник отдыхает» , 1995

Можно ли сказать, что Фрейд показывает Тилли фриком? Нет, в его глазах она — единорог, чудо, достойное восхищения. Художник любуется своей натурщицей, выражая это точно и честно. Она позирует. Он пишет. Его подход беспощадно достоверный. Для него цель искусства — всегда говорить только правду. Именно зоркий глаз, подмечающий визуальные факты — обычные или диковинные, — управлял самыми мощными талантами британского искусства со времен Ньютона.

Той весной, спустя четыре года после смерти Фрейда в 2011 году в возрасте 88 лет, картина «Социальный работник отдыхает» ушла с молотка в Нью-Йорке за 56 165 000 долларов.

Британское искусство в XXI веке оказалось в авангарде культурной моды, такое же популярное на Манхэттене, как в Уэстон-сьюпер-Мэре. Всего через несколько месяцев после рекордной продажи полотна Фрейда меня сразил наповал единорог в Дисмаленде. Возможно, именно с этого все и началось, когда циничный шоумен выставил напоказ диковину за серебряную монетку. И, возможно, британское искусство никогда не прекращало своего шоуменства. Разве что цены выросли, да толпы стали более легковерны.

Продолжение статьи тут: https://magazineart.art/book/dzhonatan-dzhons-britanskoe-iskusstvo-ot-hogarta-do-bjenksi/