Итак, если пытливый читатель не смог разобраться в том, кто же участвует в городских маршах протеста в Минске, подскажу.
Есть две стабильные категории горожан, за счет которых толпы вполне успешно комплектуются.
Первая - это, понятно, проплаченный контингент. То есть, помимо самих организаторов, координаторов и активистов - боевики, титушки, специальные девушки, незадачливые участники "тематических" прохождений (а-ля пенсионеры, инвалиды, матери и т.п.). Ну и просто находчивые да проворные "подрядчики" с улицы.
Другая массовая категория - чисто молодежная тусовка. Это уже нечто вроде субкультуры на основе БЧБ-символов, сложившейся в выборный и поствыборный период. Явление новое, никогда ранее не ведомое в Беларуси. Отвязная молодежь, ранее позиционируемая больше как фанаты, "гопники", "стремщики", "тусаны" вполне естественно приняла за свой стиль вседозволенность предлагаемого сценария уличного дебоша.
Но обширную мощь данной субкультуре задали, конечно, не только городские хулиганы. Правила "свободного движения" в направлении "страны для жизни" охотно и стремительно освоили юные приверженцы ритуалов "срочной справедливости" и "максимальной правды". Известно, что у молодых - сердца радикалов. И это свойство юношеского максимализма оперативно и выгодно оприходовали соответствующие гуру. Благо, что за животрепещущей брендовой символикой для новоявленной субкультуры дело, как известно, не стало.
Итак, налицо две составляющие скандирующих толп. Это те, контингент которых наиболее очевиден и постоянен. Но, конечно же, выделяя данные группировки на очередном марше, мы не досчитаемся довольно большого количества участников, которые вряд ли имеют к ним отношение.
И это не обязательно профессиональные националисты и радикальные оппозиционеры, анархисты или одиозные меньшинства. Среди лиц, примелькавшихся уже на маршах, мы можем видеть довольно порядочных людей. Нельзя обижать белорусов, зачисляя всех участников "мирных" протестов в единое сборище. Что поделаешь, события последнего времени тем и драматичны, что взбудоражили многих, совестливых по сути, самобытных индивидуалов. Неудовлетворенность теми или иными процессами в политике, экономике, образовании, культуре своей страны характеризует человека скорее как неравнодушного гражданина. Но в нынешний период люди подобного толка легко вербуются радикалами на сторону путча, благодаря своей нерациональной озлобленности на неустройства нашей действительности - начиная от свойств власти и заканчивая традиционной памяркоунасцью сограждан...
Благая специфика белорусского протеста - в том, что споры о будущем страны зачастую классически "кухонные". В каждой большой семье всегда найдутся свои "оппозиционеры" и сторонники привычного уклада. Главное, чтобы амплитуда бытовых разногласий не выходила за некий несуразный будоражащий уровень. Но именно выход за этот уровень возбуждения общества видится праведной целью западным и прозападным провокаторам.
Идти на поводу у чужого своекорыстия, участвовать в раскачке нелепого противостояния сограждан, способствовать заказному бунтарству - это, по сути, явное предательство. С которого, собственно, и начинается оправдание продажной жизни... И хочется верить, что взаправдашние белорусы вовсе не такой породы.