Жил в старину видный политический деятель Василий Васильевич Голицын. Многое он умел, и многое воплотил в жизнь - и красавец, и пижон, и приударить за женщиной умел. Так и соблазнил цареву дочь Софию, а когда государь Алексей Михайлович умер, стал, по сути, исполняющим обязанности царя.
Голицын хорошо знал языки, не чуждался роскоши и культуры, и построил себе дворец за пределами Кремля, затмевающий царские хоромы, где закатывал званые вечера с иноземными послами и музыкой. Начитанный и умный, он только одним не вышел - полководцем был бездарным. В общем, типичный интеллигент. С царём Петром общего языка найти не смог, да и не пытался, поэтому после свержения Софьи впал в немилость, был лишён имущества и сослан на Север, где и скончался в разгар русско-шведской войны.
Голицын построил роскошный дворец, вероятно, один из крупнейших в Европе того времени, эдакий русский Монплезир, с домовой церковью при нём. После опалы и конфискации дворец "пошёл по рукам", а столицу из Москвы перенесли, и центр города стал ветшать и утрачивать лоск. Перед стенами Кремля развернулся гигантский базар с дичью и убоиной - Охотный ряд. Дворец несколько раз перепродавали, и к концу XIX века сочли утраченным, а церковь стала приходской.
Когда уже в XX веке по приказу Предсовнаркома Москвы товарища Каменева начали сносить рынок и здание коптильни, к нему примыкавшее, нескладное, неказистое, больше похожее на пакгауз, изучили архитекторы, сковырнули провонявшую дымом и рыбой штукатурку, и, о чудо - под ней открылись изразцы 17-го столетия.
Так были обнаружены палаты "Васьки Голицына, вора, полюбовника сестриного". Из-под замазки проступили чудные барочные бровки и ширинки, а на своде большого зала - картина:
"в середине подволоки солнце с лучами вызолочено сусальным золотом, круг солнца беги небесные с зодиями и с планеты писаны живописью () по другую сторону солнца месяц в лучах посеребрен; круг подволоки в 20 клеймах резных позолоченных писаны пророческие и пророчиц лица".
И товарищ Каменев приказал восстановить этот памятник! К делу привлекли реставратора Петра Барановского, вернувшего дворцу его былое обличье.
Но в 1928 году в руководстве Моссовета произошли серьёзные перетасовки, и дворец Голицына был обречен.
Льва Каменева сменил на посту городского главы Константин Уханов, "рабочий человек", никак не связанный ни с городом, ни с культурой. Именно он принялся рьяно уничтожать исторические памятники Москвы, при нём взорвали около сотни церквей и монастырей, при нём на месте Никитского монастыря Фридман была выстроена подстанция. Уханов вообще покровительствовал конструктивистам, приманил в город Лангмана, Фридмана, Лисицкого.
И совсем недавно обретённый и восстановленный дворец вместе с церковью был снесён, на его месте архитектор Лангман позднее выстроил здание Госплана.
В 37-м году товарищ Сталин "оценил" деятельность Уханова по достоинству и в духе времени.
- Апартунист, типичный мэншевик! Почти не скрывает этот Уханов своё врэдительскоэ нутро!
Уханов был репрессирован.
Но дворец уже было не вернуть.
Читайте по теме:
Удивительный витраж дома Миндовского
Каменный цветок Котэ Топуридзе