Недавно в СМИ появилось интервью начальника штаба Сухопутных войск США генерал Д.Макконвилла, где он заявил, что «… активное использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в конфликте в Нагорном Карабахе, …и методы ведения боевых действий в регионе заставили многих задуматься, не являются ли танки слишком уязвимыми, медленными и дорогими средствами для современной войны».
Также, по мнению Макконвилла: «…конфликт в Карабахе говорит о приоритетности разработки систем противовоздушной обороны для поражения беспилотников».
К сожаленью, каких либо конкретных мнений авторитетных отечественных Стратегов в СМИ, на тему противодействия БЛА я не нашел.
Добавлю, что в военных стратегиях большинства стран постсоветского пространства, танки были и, по мнению многих генералов Советской военной школы – и остаются главной эффективной силой на поле боя. Подобной точки зрения ранее придерживались и ряд стратегов США и НАТО.
Немногие знают, что даже масштабное вторжение нескольких механизированных и танковых бригад (а это несколько сотен танков и БМП) можно быстро остановить на расстоянии многих десятков километров – оперативным применением реактивных систем залпового огня (РСЗО).
Еще в период отечественной войны 1941-1945 г. были многочисленные примеры эффективного использования против танков реактивных систем БМ-13 «Катюша», также известно и о боевом применении на Донбассе (несколько лет назад), по бронетехнике – установок «Град», которые в реальном бою наглядно показали высокую результативность РСЗО. При этом ракетные залпы РСЗО практически невозможно отразить существующими средствами ПВО.
На основе открытых источников, я решил сделать сравнительную таблицу базовых характеристик самых массовых модели БЛА, которые применялись в конфликте в Нагорном Карабахе:
Также в Нагорном Карабахе по движущимся целям и объектам на позициях (танкам, грузовикам и средствам ПВО) успешно применялись и относительно недорогие низко высотные дроны-камикадзе азербайджанского и турецкого производства. Такие беспилотники сложно засечь обычными РЛС, так как они имеют не высокую скорость и минимальное количество комплектующих из металла, причем эти дроны также сложно подавить и системами радио-электронного поражения (предыдущего поколения).
Например, азербайджанский дрон-камикадзе модели «Zerbe-1K» (Zerbe – Удар), на базе израильского Orbiter-1К, имеет массу 10 кг (в т.ч. боеголовка – 2,5 кг с 4000 шт. вольфрамовых поражающих элементов), продолжительность полета – 2-3 часа, а при “полете в один конец” способен атаковать цель даже на дальности 80-100 км.
Новый российский ударный БЛА от концерна «Калашников»: барражирующий боеприпас – «Ланцет-3» имеет следующие ТТХ: продолжительность полета – 40 мин, масса боевой части – 3 кг, максимальный взлетный вес – 12 кг.
Теперь перейдем к средствам поражения БЛА.
Известно, что в Российской армии пока еще не закончена разработка комплексной системы ПВО, включающая эффективные средства поражения беспилотников, поэтому будем исходить из возможных вариантов.
Основные модели существующих низко- и средне-высотных БЛА, по общим габаритам и дальности действия близки к самолетам периода второй мировой войны, но имеют значительно улучшенную аэродинамику (более узкий и короткий фюзеляж, не широкие крылья и пр.), существенно менее шумные, поэтому без специального оборудования их достаточно сложно обнаружить по звуку или визуально. При изготовлении корпусов БЛА применяются композитные материалы, поэтому такие аппараты сложно обнаруживать также и средствами радиолокации на большой дальности.
Это позволяло беспилотникам Азербайджана, в Нагорном Карабахе, наносить удары по наземным целям – до момента обнаружения противником БЛА.
Известно, что на позициях армии не признанной Нагорно-Карабахской Республики практически не было зенитной артиллерии, не использовалась она и для защиты населенных пунктов.
В период отечественной войны 1941-1945 г. и в последующие годы в Советской армии имелись различные средства зенитной артиллерии: от спарки 4-х пулеметов «Максим» кал. 7,62 мм до массовых зенитных орудий 52 К, кал. 89 мм (прицельная дальность – 15,5 км), а после войны и КС-19, кал. 100 мм, с высотой поражения целей до 15 км (с 1948 по 1955 г. КС-19 было изготовлено более 10 тыс. шт).
Известно, что часть орудий 52-К после снятия с вооружения была переделана для мирного применения и используется в горной местности в качестве противо-лавинных орудий. Такую зенитную артиллерию и сейчас успешно можно использовать против большинства существующих БЛА.
Более эффективные средства – это системы радио-электронного поражения (РЭП).
Здесь не будем рассматривать такие общеизвестные системы дальнего радиуса действия как «Красуха-4», «Репеллент» и пр., ведь уже есть информация о новых и более компактных средствах РЭП.
Достаточно содержательную и интересную информацию недавно мне удалось обнаружить на одном из сайтов. В частности там сообщается, что на базе Аэромобильной легкой бронемашины (АлБМ) «Ласок» предполагается создавать ряд модификаций «Ласок-РЭП» с установкой специального оборудования для борьбы с низко высотными БЛА.
Специальное оборудование РЭП, но более увеличенной дальности предполагается устанавливать и на разрабатываемый сейчас для вертолетов Ми-8: аэромобильный легкий транспортер (АЛТ). Добавлю, что до этого момента в СМИ про аэромобильный транспортер АЛТ не было никакой информации.
Аэромобильный легкий транспортер «Ласок 3-Т» – это компактный рамный автомобиль снаряженной массой около 1,8 тонны, с 3-х местной броне-кабиной, построенной на принципах противоминной защиты, с легким шасси 4х4, низким силуэтом и универсальной модульной платформой.
Габариты легкого транспортера «Ласок 3-Т» не превышают 1,8 м по высоте – для непосредственной перевозки его внутри вертолетов типа Ми-8. Грузоподъемность АЛТ – предполагается до 1,2 т. Базовое вооружение – пулемет РПК.
Компактный бронированный легкий транспортер оснащается универсальной платформой – для размещения различного вооружения или спецоборудования.
По информации разработчиков, в состав базового дополнительного оборудования указанных бронемашин может входить модульный комплекс радиоэлектронного противодействия, специальная демпфо-платформа комплекса и автономный дизель-генератор. На другой машине может располагаться модуль скорострельного вооружения малого калибра.
Здесь, для комплектования бронемашин средствами борьбы с беспилотниками рассматриваются комплексные системы от различных отечественных производителей.
Их условно можно разделить на 3 основных категории:
Категория А (масса 25-50 кг), легкий объектовый комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП), например, типа "Купол-ПРО" (стоимость от 1 млн. руб), см. фото 1. Подобный комплекс РЭП путем заградительного электромагнитного воздействия всенаправленного действия 360°х180°, выводит из строя радиоэлектронные системы БЛА в радиусе: 2-3 км и по высоте: около 1,5-2 км. Может устанавливаться на любой стационарный объект или машину для защиты от БЛА или для защиты даже небольшой группы машин.
Категория Б (масса около 100 кг), более мощные комплексы с увеличенной дальностью обнаружения и зоной радиоэлектронного противодействия БЛА. Они существенно больше предыдущей модели по габаритам, такой комплекс может устанавливаться непосредственно в грузовой отсек АлБМ «Ласок 4-П», и применяться как специализированный электронный прибор для борьбы беспилотниками.
Пример подобного устройства – автоматический комплекс противодействия БЛА "Бастион-Автоматика", имеющий дальность обнаружения и идентификации БЛА в секторе 360°, в условиях «прямой видимости» в радиусе не менее 10 км, с сужением сектора до 60°, при дальности уверенного подавления каналов спутниковой навигации, связи и управления БЛА не менее 2 км.
Категория В (масса более 300 кг, при этом аппаратура РЭП занимает значительно больше места по габаритам). Это мобильные многофункциональные комплексы противодействия БЛА, которые осуществляют комплексное противодействие БЛА путем обнаружения и радиоподавления каналов управления и спутниковых систем навигации.
Такой многофункциональный комплекс РЭП оснащается системами: радиолокационного и радиотехнического обнаружения и идентификации БЛА, оптико-электронного наблюдения БЛА и системами обеспечения, а также системой прицельно-заградительного радиоподавления каналов управления и приемников спутниковой системы навигации.
По планам разработчиков, подобный комплекс может устанавливаться непосредственно на грузовую платформу легкого транспортера «Ласок 3-Т» и применяться как специализированное электронное устройство для борьбы беспилотниками.
Пример такого изделия: комплекс РЭП «Сапсан-Конвой», см. фото 2. Этот комплекс способен в секторе: 360°, и по высоте 0-5000 м, обнаруживать даже сверх малоразмерные цели, типа микро БЛА (квадрокоптеры) с ЭПР=0,003 кв.м., на дальности до 6 км, и подавлять БЛА на дальности – не менее 4 км. А беспилотники самолетного типа, комплекс РЭП способен подавлять на дальности уже не менее 25 км (при скоростях БЛА до 300 м/с).
Бронемашины, укомплектованным комплексами РЭП как правило, работают в паре с другими легкими аэромобильными бронемашинами, которые используются как боевые единицы, оснащенные многоствольными системами скорострельного стрелкового вооружения малого калибра.
Эти системы вооружения предназначены для решения различных задач, и конечно для уничтожения на малых высотах сверх малоразмерных, низкоскоростных целей (типа полимерно-пластиковых БЛА и планеров), не поражаемых существующими системами РЭП.
Подобные БЛА получили широкое распространение, т.к. конструктивно могут не иметь систем онлайн-управления, навигации, наведения и пр., например, летят по заданному маршруту с помощью инерциальной системы отчета.
Спасибо что читаете! Жмите палец вверх!
В статье использованы материалы с сайта ПКЦ «Инновационное Шасси»
Не пропустите новые публикации Разнообразие жизни