Зна́харство (целительство) — известные с древности у народов всех стран простые способы лечения , которые традиционно сопровождаются различными обрядами.
С древнейших времён знахарство возникло у всех народов и первоначально не отделялось от народной медицины. Знахари использовали накопленные изначальные знания о целебных свойствах растений, продуктов животного происхождения, минералов, а также опыт помощи больному и ухода за ним. Широко использовались ритуальные обряды. Воспринимались они как необходимые и часто оказывали положительное психотерапевтическое воздействие. Многие из широко применявшихся средств и методов (черника при поносах, лук и чеснок для предупреждения цинги, наложение лубков на повреждённую конечность, массаж, кровопускание и др.) оказались рациональными и впоследствии вошли в научную медицину.
Знахарка лечит ребёнка наговоренной водой (фото 1914 года).
По мере накопления положительного опыта возникли различные специализации среди знахарей — лечителей, избравших определенные направления в своей деятельности, которые преимущественно передавались из поколения в поколение. На Руси в знахарской среде существовали специальности:
- травник,
- костоправ,
- рудомёт,
- очных дел мастер,
- кильных дел мастер (специалист по вправлению грыж),
- апитерапевт (пчёлолечение).
До возникновения в конце XIX века земской медицины знахарь был единственным источником медицинской помощи для русских крестьян. Целители принимали больных как за деньги, так и в расчёте на иные подношения — например «за чарку и угощение в кабаке». Многие знахари соединяли лечение с наговором, то есть произносили над больным заговорно-заклинательные тексты, канонические молитвы и апокрифы. Причинами большинства болезней знахари считали чьё-то колдовство (порча, сглаз), действие злых духов, испуг.
Из материалов судебных процессов середины XVIII века известно, что знахари заваривали сенную труху по «отцову научению» и давали травы «от сердечной болезни пить в воде и есть во щах». Крестьянка из-под Путивля сказывала, что, «от воловьих-де ран, ловя в поле кротов и убив, суша их, те сушеные кроты прикладывала к тем ранам, и от тех-де трав и крота иногда тем людем, так же и от крота волам от ран и польза бывала».