Найти тему
История и культура Евразии

Кубанская казачья авиация в годы Гражданской войны 1918-1920 годов

Казачья авиация была одним из отдельных боевых подразделений Вооруженных сил Юга России в годы Гражданской войны 1918-1920 годов. Всей белой авиацией, которая начала создаваться еще в мае 1918 года командовал полковник И.И.Кравцевич.

Кравцевич Иосиф Иосифович. Инспектор авиации Добровольческой армии, Вооруженных Сил на Юге России (1918-1919). С марта 1920 г. в эмиграции (в Югославии в мае 1920 г., позднее — в Литве). Впоследствии начальник авиации и военный министр Литвы. https://ria1914.info/index.php/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Кравцевич Иосиф Иосифович. Инспектор авиации Добровольческой армии, Вооруженных Сил на Юге России (1918-1919). С марта 1920 г. в эмиграции (в Югославии в мае 1920 г., позднее — в Литве). Впоследствии начальник авиации и военный министр Литвы. https://ria1914.info/index.php/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
На основании Приказа № 116 по шта- бу Кубанского Казачьего войска и предписания № 5276 начальника Инженеров Кубанского войска 12 декабря 1918 года началось формирование 1-го Кубанского Авиационного отряда (1 КАО) - Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

Командиром отряда был назначен полковник Вячеслав Михайлович Ткачев.

Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885—1965) — русский военный лётчик, генерал-майор, Георгиевский кавалер.
Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885—1965) — русский военный лётчик, генерал-майор, Георгиевский кавалер.

Состав отряда - 143 казака нижних чинов и 18 пилотов. В марте 1919 года был сформирован и 2 Кубанский авиационный отряд.

С апреля самолеты отрядов совершали разведывательные рейды и осуществляли связь между войсками.

С мая 1919 года, кубанские авиаторы очень успешно действовали по кавалерийским дивизиям Буденого и Думенко:

«Деникинские аэропланы неожиданно атаковали колонны конницы на марше. Бомбы и пулеметный огонь повергли в панику многотысячные массы всадников, абсолютно не готовых к отражению воздушного удара. Искать спасения на открытой равнине было негде. Испуганные лошади носились по степи, сбрасывали седоков и топтали упавших» - Хайрулин М. А., Кондратьев В. И. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской вой- не. М., 2008. С. 99

Затем кубанские авиаторы приступили к не очень хорошим делам. Они участвовали в бомбежке так называемых "большевистских" кварталов Царицына, то есть попросту мирного населения. Потерь в этот период отряд не имел.

-3
В июне летчики выполнили 37 боевых вылетов. Части Красной Армии в беспорядке откаты- вались на север, к Камышину. Возле пос. Эльшан- ка им предстояло форсировать глубокую балку с крутыми склонами. Здесь их настигли самолеты Кубанского авиаотряда, Эльшанская балка стала братской могилой для многих десятков красноармейцев - монография В.Кушнерёва "История 1-го Кубанского Казачьего авиационного дивизиона (1918-1920 годы)"

Все лето авиаторы активно содействовали наступлению белых частей, проводя разведку, разбрасывая прокламации и нанося бомбовые удары по позициям частей Красной Армии.

Сентябрь и октябрь 1919 года кубанские авиаторы помогали отражать атаки 8,9,10 красных армий.

Активная деятельность авиаотрядов прекратилась с начала 1920 года, когда части красных перешли в решительное наступление. В Екатеринодаре, где размещалась авиабаза было сожжено 20 аэропланов, а летчики перебазированы в Крым.

На этом, история кубанской казачьей авиации закончилась!