Как купить тур он-лайн дешевле
Успенский собор Тульского кремля был построен в 1626 г. Тогда он был деревянным, назывался Архангельским и имел придел в честь Василия Парийского. Позднее он был перестроен.
В 1684—1685 гг. построили первую каменную церковь с небольшой колокольней. Собор носил название Успенского и имел два придела: Тихона Амафунтского и Архистратига Гавриила.
Тот собор, который дошел до наших дней, начал возводиться 7 мая 1762 г. Строительство вел купец Лукьян Коптельцев с Андреем Володимировым и Сафронием Сидневым. В октябре 1766г. собор освятил епископ Коломенский и Каширский Феодосий. Имя архитектора, который создавал собор, не дошло до нашего времени. В 1767 г. справа от Успенского собора освятили придел в честь святого Иоанна Златоуста, который в 1799 г. упразднили. В 1772 г. с западной стороны от храма началось строительство колокольни – четырехъярусной, с позолоченным шпилем и часами, по проекту архитектора Праве. Колокольня была построена после 1781 г. На ней было размещено 22 колокола. Она была высотой 70 м. Под ней располагался небольшой храм во имя святого Тихона Амафунтского, имеющий придел в честь святого Иоанна Златоуста.
Архитектурная композиция собора проста и монументальна: мощный кубический объем завершается пятью свободно поставленными восьмигранными световыми барабанами, которые несут луковичные главы с простыми коваными крестами. К основному объему с востока примыкает алтарь с закругленной выступающей апсидой.
Простая архитектура собора резко контрастирует с богатым внутренним декоративным оформлением, которое выполнено в стиле нарядного русского барокко. Все фасады храма украшены сплошным ковром узорчатого декоративного убранства. Внутри Успенский собор имеет просторный и высокий светлый зал с четырьмя несущими своды столпами. Правильные пропорции и высота придают храму торжественности и величественности.
В 1765—1767 гг. Успенский собор был расписан посадскими людьми из Ярославля. И эта роспись является поистине уникальной. Фрески отличаются и особой техникой исполнения, высоким художественным стилем, глубиной и содержательностью тематики. Эта роспись — совершеннейшее творение мастеров русской фрески. Мастера из Ярославля повторили в тульском храме настенные росписи храма святого Пророка Илии в их родном городе.
Имея связь с ярославскими фресками, живопись Успенского собора все-таки отличается от них и содержанием и стилем письма. Традиционная фресковая живопись в Успенском соборе отразила новые декоративные приемы (палаты, костюмы, ландшафты), а также эстетические запросы 18 в.
Из общего объема настенной живописи собора выделяются картины, которые составляют два тематических комплекса: изображение Вселенских соборов – 7 фресок; изображение содержания книги «Песнь песней» – 4 фрески.
Иллюстрировать содержание поэтически-аллегорической книги, тем более на церковных стенах – задача не простая. Перед мастерами настенной живописи стояла задача сначала найти нужных для изображения персонажей книги, а затем уже преподнести их зрителям, сконцентрировав в нескольких картинах 8 глав очень трудной для понимания книги. Но с поставленными задачами ярославские мастера справились блестяще: картины по своей композиции обладают высоким художественным стилем и вкусом, глубиной понимания текста и мастерством исполнения. Выбор для настенной живописи книги, которая никогда не читается в церкви, говорит о самобытности и широте ярославских и тульских мастеров, создававших этот архитектурно-художественный памятник.
Большой художественной ценностью также обладает и резной деревянный золоченый иконостас в шесть ярусов, выполненный тульскими резчиками. Иконостас составляли 66 икон, на сегодняшний день сохранились 56. Иконы располагаются в семь рядов: шесть - в проёмах иконостаса, седьмой - на верхнем карнизе в виде отдельно стоящих и щедро украшенных завершений.
С правой стороны около амвона внутри храма, у стены, похоронен архиепископ Никандр (1893 г.), который управлял епархией более тридцати лет.
Собор – свидетель многих исторических событий, происходивших на Тульской земле: после напутственных молитв из него ратные уходили на сражение с врагами люди, здесь же их встречали после побед. В Успенском соборе хранились: 3 знамени тульского ополчения 1812—1814 годов и 11 знамен войск, которые принимали участие в крымской кампании в 1855—1856 годах.
В советские времена собор закрыли, в нем располагался склад. В 1936 г. произошел пожар на колокольне, и позднее она была снесена. В 1991 г. собор передали в совместное ведение Тульской епархии и музею Тульского кремля.