Здравствуйте, уважаемые читатели! Вы находитесь на канале Христианский блог, который посвящён изучению священного писания.
Сегодня мы рассмотрим историю персонажей Библии от первого патриарха евреев Авраама, о котором я написал уже несколько статей, представленных на этом канале, до Иакова (Израиля) - третьего патриарха евреев и его сыновей. Также мы затронем такую острую тему для любого проповедника, как Десятина.
В статье История от Ноя до Авраама по Библии мы уже вычислили, что Аврам родился в 1949 году от сотворения мира. Его старший сын Измаил родился в 2035 году от сотворения мира, а Исаак родился в 2049 году. Об остальных сыновьях Авраама, а также о том, какие народы произошли от его сыновей вы можете прочитать здесь.
Аврам во многом был первым в Библии, в том числе и в уплате десятины. Ещё до рождения своих сыновей он встретился с Мелхиседеком - царем Салимским, который также был ещё и священником Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. Это случилось после того, как Аврам с боем освободил из плена своего племянника Лота:
"Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего." (Быт 14:17-20)
В этом отрывке упомянуты два царя, которых не следует путать. Один - Содомский, второй - Салимский - Мелхиседек. Мелхиседек был священником, а Содомский царь был такой же порочный, как и весь его город, который Аврам попутно со спасением Лота, временно проживавшего в Содоме, также спас. Если Мелхиседеку Аврам сам отдал десятую часть всего своего имущества, то от Содомского царя он, напротив, отказался брать предложенное:
"И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю." (Быт 14:21-24)
Кто-то мог бы обвинить Аврама в честолюбии, но я считаю, что здесь нам показано, что не нужно стремиться к богатствам, которые вам предлагают грешники, Бог Сам всё устроит для верных людей. Не нужно кидаться с горящими глазами на любую возможность заработать, лучше сначала посоветоваться с Господом!
Ещё один важный момент, на который я хочу обратить ваше внимание, именно от Мелхиседека Аварам впервые услышал то, как следует обращаться к Богу: "Бог Всевышний, Владыка неба и земли" (Быт 14:19), что сразу же перенимает у него в начале своего ответа Содомскому царю: "Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли" (Быт 14:22)
А вот что пишет Апостол Павел о Мелхиседеке:
"Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его." (Евр 7:1-10)
Возможно, что вам сложно понять, что же имеет ввиду Павел в этом отрывке, поэтому приведу ещё один:
"Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека." (Евр 6:17-20)
Иисус Христос Павлом сравнивается с Мелхиседеком - царём Салима и священником. Павел говорит, что Иисус - Первосвященник навек по чину Мелхиседека. Он говорит, что Иисус навечно будет и Царём и Первосвященником. Также Павел говорит о том, что священники из колена Левия, т.е. потомки Аарона - брата Моисея и первосвященника при нём, имеют заповедь - брать по закону десятину с народа. И Левий и его братья и их отец - Иаков (Израиль), и его отец - Исаак - все произошли из чресел Авраама, и все они тогда заплатили эту десятину Мелхиседеку вместе с ним, хотя Мелхиседек не был из колена Левия, поскольку и самого Левия тогда ещё не было. Мелхиседек в Ветхом завете - это один из образов Иисуса Христа - Первосвященника и Царя, поэтому Павел и акцентирует внимание на том, что будучи в чреслах своего прадеда Левий уже платил десятину Мелхиседеку, а ровно и Христу.
Любая организация не будет существовать без двух составляющих, первая и самая главная - это люди, вторая - это деньги. Тоже касается и религиозных организаций, не будет служителей в церкви - некому будет нести службу, не будет богослужений - не придут прихожане, не будет прихожан - некому будет давать пожертвования церкви. Основной источник доходов в большинстве развитых церквей - это пожертвования. Но есть и только-только насаждённые церкви, у них часто имеется другой - внешний источник финансирования, который на первых парах помогает церкви в развитии её влияния, до тех пор пока церковь не сможет сама себя обеспечивать, т.е. пока прихожане не начнут перекрывать своими пожертвованиями все расходы церкви. Этим внешним источником может быть, как государство, так и богатый меценат, выделивший часть своих средств на богоугодное дело.
Когда церковь достаточно разовьётся, ей уже не требуются внешние вливания, пожертвований хватает на содержание здания, заработную плату служителям, которым тоже нужно кормить свои семьи, как и нам с вами, часть средств тратится на различные программы, которые в каждой церкви свои. В нашей церкви тоже реализуются различные проекты, некоторые благотворительные, такие как помощь бездомным или сиротам в детдоме, а некоторые чисто евангелизационные: Рождественский спектакль, концерт "Благодарю тебя", альфа-курс, на который можно пригласить своих знакомых, друзей и родственников, и на котором для них раз в неделю на протяжении десяти недель будут организованы вкусный ужин, смешные сценки от театральной группы, интерактив и проповедь от пастора, на которой будут рассказаны основные христианские истины. Также есть множество других проектов и служений, во многие из которых требуется та или иная сумма денег. Организацией всех финансовых вопросов занимается старший пастор, также в штате большой церкви не обойтись без бухгалтера, юриста. Кстати, у нас в церкви есть даже служба юридической помощи, правда мне, слава Богу, ещё не приходилось прибегать к её помощи, но приятно осознавать, что в случае чего, есть куда обратиться.
Лично моё отношение к десятине, как к налогу, это просто не мои деньги, если ты не платишь налоги государству, то ты воруешь у государства, а если не платишь десятину в своей церкви - то воруешь у Бога. Но с другой стороны нельзя платить десятину, если ты отдаёшь её не с чистым сердцем - недоброхотно, если тебе жалко этих денег, плати столько, сколько не жалко, или лучше вовсе не плати. Деньги отданные тобой недоброхотно не принесут пользы, лучше уж послужи делом в своей церкви, помой полы после богослужения, убери стулья, поспрашивай, может быть твоя помощь, твои таланты пригодятся в каком-то из проектов церкви или в каком-то служении? Но и служение в церкви тоже должно быть доброхотным, к нему нужно относиться, как к службе Богу, не ждать за каждое своё действие благодарность, а с радостью служить и благодарить Бога за то, что даёт тебе возможность послужить ему.
Как я считаю десятину? Не факт, что так как я это делаю правильно, но я делаю именно так. Я работаю в государственном учреждении с белой зарплатой, все налоговые и другие отчисления за меня платит работодатель, от того, что приходит на карточку, четверть я сразу перечисляю бывшей жене - это алименты. Если необходимо сделать ещё какие-то налоговые отчисления, например налог на имущество, то я сначала делаю их, а уже от сухого остатка отдаю десятую часть своей церкви. Иисус сказал: "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мат 22:21). Кесарь - это титул римского императора, под игом которого находилась Иудея в то время, и все иудеи, ровно, как и другие народы платили налог римскому императору. Когда у Иисуса спросили: "Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?" (Мат 22:17) Он попросил их показать Ему "монету, которою платиться подать" (Мат 22:19) и спросил: "Чьё это изображение и надпись?" (Мат 22:20) Мат 22:21: "Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу."
Богу в отличии от церкви деньги не требуются, Ему нужны вы сами, ваше время, если вы не в состоянии поддержать поместную церковь, к которой вы относитесь финансово, ничего страшного, главное отдавайте самого себя, своё сердце, всю свою жизнь Богу, десятую часть своего времени отдавайте служению Ему или молитве, можно и больше, но важно, чтобы это было не во вред вашей деятельности, иначе лучше уйти на полное служение в церкви, на двух стульях сложно усидеть.
Теперь вернёмся к повествованию Библии. Как я уже сказал выше, Исаак родился в 2049 году. После изгнания Измаила и его матери Агари (Быт 21:9-21), о чём я писал в статье Как Авраам связан с исламом?, Авраам заключил союз с Авимелехом (Быт 21:22-34):
"И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь. И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы. Авимелех же сказал: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо? он сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись и заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую. И насадил Авраам при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного. И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие."
Авраам жил в Филистимской земле, в месте, которое назвал Вирсавией. Он жил там, как странник, то есть в шатрах, растил своего теперь единственного сына Исаака, всё своё время посвящая ему, чтобы взрастить из него достойного приемника, чтобы не подвести Бога снова... В его страсти к воспитанию отпрыска Бог увидел аналог идолопоклонству, поэтому решил проверить Авраама на верность Ему:
"Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего." (Быт 22:2-13)
Это место писания очень важно для всей Библии, здесь происходит не только проверка Авраама на верность, но и демонстрация образа заместительной жертвы, которой в Новом завете предстал Иисус Христос. Многие богословы склонны считать, что Авраам надеялся, что Бог воскресит Его сына, ведь Он сказал ранее: "Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год." (Быт 17:21) Но Бог не стал проводить это испытание до конца, и в последний момент остановил Авраама, показав ему иной путь. А для нас сегодня есть только один возможный путь Иисус Христос, который говорит нам: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." (Ин 14:6)
После этого события Авраам получает благословение, которое передаст Исааку, а тот Иакову, а Иаков - Иуде:
"И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего." (Быт 22:15-18)
"Благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего." - вот на что я хочу обратить ваше внимание в этом благословении. Это самое большое обетование, благодаря которому израильтяне не были истреблены за всю историю до рождения Иисуса Христа, ведь было за что их истребить, очень много раз избранный народ разочаровывал Господа, за что неоднократно наказывался, как нашкодивший ребенок, но в масштабе целого народа. Одно из наибольших наказаний - это Вавилонский плен, Навуходоносор II по велению Господа пришёл в Иудею и пленил всех евреев, переселив их в Вавилонию. Тем самым Бог, как бы, поставил в угол евреев почти на 70 лет, но всё равно вернул их в разрушенный Иерусалим, который они снова отстраивали, а также построили второй храм Господу, вместо первого, который разрушил Навуходоносор II.
Все народы земли благословились через семя Авраама, через еврейский народ произошёл Иисус Христос, через Иисуса Христа мы с вами имеем возможность получить спасение.
Когда Авраам с Исааком вернулись, то он получил важное известие, что у его брата Нахора родились дети.
Для удобства я сделал для вас таблицу потомков Нахора - брата Авраама.
То что для нас важно из этой таблицы, так это внучка Нахора - Ревекка - дочь Вафуила, сына Нахора от Милки. Именно Ревекка позже станет женой Исааку, он женился на ней в возрасте 40 лет, в 2089 году от сотворения мира. А когда Исааку было 60 лет, у них с Ревеккой родились разнояйцевые близнецы Исав и Иаков, это был 2109 год от сотворения мира.
Вот таблица потомков Исава. О женах Исава написано в двух местах, в 26 главе книги Бытия упомянуты две жены: Иегудифа, дочь Беэра Хеттеянина; и Васемафа, дочь Елона Хеттеянина. В том месте Исаву было 40 лет и он на них только женился, это был 2149 год от сотворения мира, его отцу Исааку к тому моменту было уже 100 лет. В 28 главе указана ещё одна жена - Махалафа - дочь Измаила, сестра Наваиофову. Далее в 36 главе указаны три жены Исава и их сыновья и внуки. При этом Васемафа указана дочерью Измаила и сестрой Наваиофа, который является первенцем Измаила. А дочерью Елона Хеттеянина указана Ада. Иегудифа, дочь Беэра Хеттеянина в 36 главе не упомянута, возможно из-за бездетности, но указана Оливема дочь Аны - сына Цивеона Евеянина. Напомню, и евеяне (евеи) и хеттеяне (хетты, хеттеи) потомки Ханаана, проклятого Ноем за грех своего отца - Хама. В общем с женами Исава тут небольшая путаница, но таблицу я составил по 36 главе, потому что в ней указаны его сыновья, а эта более важная информация, нежели на ком он был женат.
Также в 36 главе Бытия после потомков Исава указаны потомки Сеира Хорреянина, жившие в той земле (Быт 36:20-30), с ними вступали в брак потомки Исава, поэтому они упомянуты вместе. С 31 стиха в 36 главе перечислены цари Едома, царствовавшие в этой земле до царей Израилевых, это:
- Белла, сын Веоров;
- Иовав, сын Зераха;
- Хушам из земли Феманитян;
- Гадад, сын Бедадов;
- Самла из Масреки;
- Саул из Реховофа;
- Баал Ханан, сын Ахбора;
- Гадар.
Как видно у едомян - потомков Исава преемственности власти не было, по всей видимости у них правил всегда сильный. Пока не пришли Израильтяне и не начали воевать с ними.
После того, как Иаков обманом получил благословение отца, ему пришлось бежать от гнева своего брата Исава. Его мать Ревекка отправила его к себе на родину, к своему брату Лавану в город Харран. По дороге в Харран, Иаков остановился в городе Луз, где заночевал подложив под голову камень.
"И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть." (Быт 28:12-22)
Примечательно обещание Иакова отдавать десятую часть того, что Бог дарует ему. Тем самым Иаков признаёт, что нет его собственной заслуги в том, что он что-то имеет, всё, что он имеет и будет иметь - это дары Бога, и десятую часть этих даров он собирается отдать Богу обратно.
Исаак заповедал Иакову взять себе жену из дочерей Лавана. Иаков был хоть и очень хитрым и много обманывал в молодости, да и в зрелости, но был послушным сыном, ему сказали - не жениться на дочерях Ханаанских - он не женился, сказали - идти к Лавану и взять жену из его дочерей - он пошёл. Вскоре он добрался до Харрана, откуда в своё время ушёл его дед - Авраам. Там он влюбился в младшую дочь Лавана и одновременно свою двоюродную сестру по матери Рахиль. Лаван с одной стороны является дядей для Иакова - по матери, а по отцу он ему двоюродный брат, следовательно и Рахиль для него одновременно является двоюродной сестрой и двоюродной племянницей, так же как, и её старшая сестра Лия.
Иаков захотел жениться на Рахиль, но Лаван сказал ему отработать за неё 7 лет, спустя 7 лет, которые очень быстро пролетели для влюбленного - почти пятидесятилетнего мужчины, он пришёл жениться на Рахиль, но на утро обнаружил у себя в постели её старшую сестру - Лию. На резонный вопрос: "что ты сделал со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?" (Быт 29:25), - он получил ответ такого же хитреца и обманщика, как он сам: "...в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других." (Быт 29:26-27) Так он прослужил Лавану 14 лет за двух своих жён, а потом прослужил ещё семь лет, чтобы заработать себе имущества. Эти последние семь лет службы они с Лаваном пытались друг друга перехитрить, но Бог был на стороне Иакова и в результате в плюсе оказался именно Иаков. Но ему пришлось бежать от Лавана. Он сказал о задуманном своим женам, на что они согласились, собрали своё имущество и бежали. Рахиль же взяла с собой ещё и идолов своего отца, а когда тот нагнал их, спрятала их под верблюжье седло и села сверху. Лаван зашел в шатёр к своей дочери Рахиль, обыскал всё, но ничего не нашёл, Рахиль же ему сказала, что у неё обыкновенное женское (Быт 31:34-35). Этот грех в последствии очень сильно аукнулся для Рахили, мало того, что она украла у своего отца, так это ещё и были идолы, также она соврала отцу, сославшись на месячные. В результате она родила Вениамина и умерла при родах.
Вот таблица сыновей Иакова с указанием их матерей, мест рождения и значений имён.
Бог помог Иакову разойтись миром с его тестем-дядей-двоюродным братом Лаваном, а позже помог мирно встретиться со своим братом-близнецом Исавом. Именно в это время произошло самое главное событие в жизни Иакова:
"И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова." (Быт 32:24-32)
Это событие встреча с Богом Иакова - его рождение свыше, на этом моменте заканчивается жизнь Иакова - обманщика, и начинается жизнь Израиля - борющегося с Богом.
Исаак же прожил 180 лет и умер в 2229 году от сотворения мира. Его сыновья Исав и Иаков погребли его в Хевроне (Мамре, Кириаф-Арбу).
В следующих статьях мы подробно обсудим сыновей Израиля. А позже перейдём уже к Моисею - первому судье Израиля, автору Пятикнижия, пророку, через которого Бог послал десять заповедей Израилю и, составившему закон Моисея.
Благодарю вас за прочтение данной статьи, рекомендую вам также прочитать и другие статьи канала, все они очень интересны, на некоторые я ссылался в этой статье, некоторые относятся к другому циклу статей или являются отдельными статьями.
Рекомендую вам подписаться на этот канал, чтобы не пропустить следующие статьи.
Также мне будет приятно, если вы поставите статье лайк, он бесплатный!
И совсем замечательно будет, если вы поделитесь статьёй в соцсетях или порекомендуете её своим друзьям, посредством мессенджеров.
Следующая статья цикла