Мой родной дом в Рыбинске из двух этажей с восьмью квартирами построен после ВОВ пленными немцами. Квартиры с высокими потолками и лепниной должны были олицетворять сталинский ампир и быть типовыми. Возможно, в рамках постройки они и были бы одинаковыми если бы не мои удивительные соседи, которые являлись репрессированными "врагами народа" по известной 57 статье.
Про своих соседей я и хочу рассказать, так как это были удивительные люди. Большая часть были высланы из Ленинграда и имели дворянскую родословную. Эти люди имели несколько одинаковых черт характера, а именно были удивительно добрыми и имели "чувство локтя". Когда с кем в доме случалась беда или болезнь, то все старались помочь своим участием. Все помогали друг другу. Я думаю, что после десяти лет лагерей у этих мудрых людей это чувство особенно обострилось.
В первой квартире жили Наталья, двое ее сыновей - моих поклонников Виталик и Сережа, а также ее мама Нина. В квартире обставленной в советскими новинками - цветным телевизором, стенкой и модными шторами и другими вещами, всегда пахло вкусной едой и была сгущенка. Мы, когда были маленькими любили намазать ее на батон и ели пока не заканчивалась 250 граммовая банка. Старший брат Серега всегда признавался мне в любви и говорил, что когда вырастет жениться. Почти так возможно и случилось бы, но он тяжело заболел и рано ушел от нас.
Во второй квартире, жили репрессированные Надежда Николаевна и Михаил Гаврилович. Люди интеллигентные, попали в лагерь за рассказ в компании политического анекдота. Позже, после реабилитации они работали на военном заводе инженерами. Стали передовиками производства. А Надежда Николаевна Калинникова помогла директору завода Анатолию Алексеевичу Герасимову создать уникальный интерактивный музей микрорайона Волжский в Рыбинске, который после перестройки был уничтожен "временщиками".
Так как Михаил Гаврилович Григорьев был охотником, то в квартире было много чучел животных. Мы любили приходить в квартиру и слушать рассказы о животных и птицах. Зимой чучела чистились, а мы детвора собирались около соседа, было очень интересно. Люди были уникальные и очень эрудированные. Когда в 1990 году в газете "Правда" опубликовали списки реабилитированных Михаил Гаврилович показывал ее всем соседям, чтобы убедить их в своей невиновности. Но мы, итак, знали, что эта семья пострадавших от сталинизма.
Около дома был полисадник и по вечерам мы собирались за круглым столом пить чай. Выносили самовар и угощенья. Позже я узнала, что в дворянских усадьбах, так было принято. Воспоминания самые теплые.
В третьей квартире, жила семья из Крыма, в прошлом кулаки, где у них были свои виноградники, которые Советы заставили уничтожить, как неперспективные. Ужас! Они переехали в Рыбинск, так как сложились обстоятельства. Какие вкусные блюда готовили, сейчас вспоминаю, "слюньки" текут. Они научили меня есть кизиловое варенье, вяление томаты. Семья была очень дружной. Я помню, когда мама уезжала в командировку, то я оставалась у них ночевать, так как их дочка моя ровесница Наташа училась со мной в одном классе и мы дружили. Она впервые познакомила меня с творчеством Владимира Высоцкого и модных в то время музыкальных групп.
В четвертой квартире жила семья бывших политзаключенных. Они были очень замкнутые, так верили в Бога, а в СССР это не приветствовалось. В их квартире было много церковных книг и старинных икон. В палисаднике около дома они выращивали крыжовник, которым угощали нас. На лето к ним приезжали внучки. И мы играли в веселые дворовые игры. Самая любимая "Двенадцать палочек", где нужно было проявить смекалку. Я всегда выигрывала, кстати сказать, навыки очень пригодились во взрослой жизни.з открытых источников.
На втором этаже жила семья военного летчика из Армении, друга секретаря Президиума Верховного Совета СССР Михаила Георгадзе(23 ноября 1982 года он застрелился, суд за коррупцию). Бабушка Валентина Андреевна, глава семейства - выпускница Смольного института СПб, уехала в эвакуацию из блокадного Ленинграда с двумя детьми в Рыбинск, где работала дояркой на ферме, чтобы прокормиться. Дворянка по происхождению она учила нас хорошим манерам и вышиванию. Однажды моя мама пошла в магазин, чтобы купить французские духи "Диалог" за 25 рублей, но у нее украли деньги. Она возвращалась домой и плакала. Валентина Андреевна, узнав в чем дело, дошла до магазина и купила нужный флакон. Безвозмездно, подарив их маме.
Многие советы я тогда не совсем понимала нужно было подрасти. Она выражала недовольство существующим строем, но мы думали, что это классовая ненависть. Прошло много лет с той счастливой поры детства.Так или иначе, но все эти люди сыграли большую роль в становлении моего мировоззрения.
Часто вспоминаю слова Надежды Крупской о том, что ребенок должен быть окружен людьми своего класса, так как "коммунистическое в детях надо воспитывать с раннего детства". Вероятно, она оказалась права, так как во мне дух коммунизма так и не привился, что не помешало мне позитивно относится к жизни и уважать людей. Мне повезло, что судьба подарила мне встречу с этими прекрасными людьми и не какие они не враги! Оглянитесь, может быть и вас окружают "ЧЕЛОВЕКИ!".