У нас тут, в Приморье, ледяной дождь прошёл. Всё во льду. Провода, деревья, автомобили.
Деревья ломаются под тяжестью льда, провода обрываются.
А мне вспомнилось про то, как обледеневают суда в море.
Да, можно воспринять это явление с юмором:
Но на самом деле, обледенение, это очень опасное явление, особенно для небольших судов, а также для судов с небольшой осадкой. Масса льда, нарастающая на палубе и надстройке судна ведёт к повышению центра тяжести и потере остойчивости. Если не убрать лёд, возможно опрокидывание судна.
Но и суда большого тоннажа тоже подвержены обледенению. Не спасает и высота борта.
Льда, кажется, совсем немного. Но даже этого количества хватило, чтобы создать дифферент на нос. Кроме того, были поломано и несколько лееров.
Как борются с обледенением?
Есть такой комплекс мероприятий, объединённый общим названием - Подготовка судна к плаванию в осенне-зимний период. Особое внимание в этом комплексе уделяется возможному обледенению и борьбы с ним. Мероприятия не для галочки, отделы по безопасности мореплавания довольно серьёзно проверяют суда.
В том числе и наличие средств по борьбе с обледенением. Это и ручной инструмент : ломы, колуны, лопаты, деревянные мушкели.
(Мушкель, это такая деревянная кувалда. Не по всем поверхностям допустимо ударить железной кувалдой, это во-первых. Ну, а второе, морской лёд довольно мягок, дерева вполне достаточно.)
Кроме ручного инструмента, проверяют шланги для скатки ледяных поверхностей просто водой и горячей водой. Если есть возможность. работают паром.
На некоторых танкерах, на которых мне пришлось поработать, отсутствовала подогреватель для подачи горячей воды на палубу. И это пр и том, что пароход изначально планировался для работы при отрицательных температурах. Пришлось обосновывать, что обогреватель крайне необходим. Согласились в конторе. Вот только систему пришлось монтировать самим.
В критических ситуациях на борьбу со льдом выходит весь экипаж, за исключением капитана, вахты на мостике и вахты в машине. В любом случае все решения принимает капитан.
Но самая гнусность и подлость в том, что, как уже понятно, обледенение происходит отнюдь не в тихую погоду. Ветер, волна, качка, всё это способствует нарастанию ледяного панциря.
А потом начинается такое:
И мушкелем, мушкелем... а потом лопатой. А потом водой из шланга.
А сегодня у нас выдался солнечный день, после всех этих катаклизмов, ледяного дождя. Тепло, всё тает. Все бегают и с восторгом снимают эту красоту - ветки деревьев во льду, сами деревья.
Но меня вот эта красота не очень радует, немного другие ассоциации возникают.
Ну, профдеформация, что уж там.
Всем здоровья.