Найти тему
"Детки PRO"

PRO речь от 0 до 1 года

Чтобы лучше понимать процесс развития речи, нам нужно с тобой понять как собственно речь формируется и "вообще откуда берется".

Предлагаю начать с самой первой ступени в этом вопросе.

Представим нашу беременность. Так вот самое первое формирование речевого процесса начинается на первых неделях беременности и это формирование нервной системы малыша, которая в последующем и отвечает за все жизненно важные функции человека.

Справочно: Нервная система плода появляется из своеобразного образования, которое в медицине получило название нервной трубки. Она впоследствии должна обеспечить правильную работу всего организма. Перед тем, как появится трубка, должна вырасти нервная ткань, которая состоит из нескольких типов клеток.

Нервная ткань
Нервная ткань

Поэтому так важно с первых дней беременности изменить свой привычный ритм жизни в сторону более здорового образа жизни для качественного протекания данного процесса в нашем "беременном" организме.

💕 Я за планирование беременности, за подготовку к этому процессу, потому что это очень важно не только для тебя, но и для будущего человека и вот то, что обязательно меняем в наилучшую сторону!

👌 Питание: исключаем "плохой сахар", добавляем больше свежих сезонных овощей и фруктов.

👌 Алкоголь и сигареты, да, даааа, полностью исключаем. Никакого "бокальчика красного вина". Уж 8 месяцев потерпеть можно.

👌 Силовые нагрузки в первые месяцы, в дальнейшем вводим умеренные фитнес тренировки. Поговорим и об этом в следующих статьях.

👌 Стресс! Вообщем превратиться в "спокойного удава", но для этого необходимо заранее с помощью питания, БАД и медитаций успокоится изнутри. Если будет интересно и про это напишу интересную статью😊

Итак, вернемся к процессу зарождения речи и идем дальше. После того, как процесс формирования нервной системы на первых сроках беременности запущен и протекает в норме, без отклонений, об этом можно узнать на плановых УЗИ, начинают формироваться все жизненно важные функции в том числе органы речи.

Справочно из : Органы речи(речевой аппарат) - органы участвующие в образовании звуков речи. 

Периферические органы речи можно разделить на три взаимосвязанные системы по их роли в звукообразовании: дыхательные органы, голосовые складки  гортани, полости носа,  рта и глотки.

На всех этапах эмбрионального развития происходит сложное формирование речи и эмбрион способен воспринимать все окружающие звуки.

Помню, как на лекциях в институте преподаватель рассказывала об этом и видела округленные наши глаза, и все время повторяла - "Девочки, это очень важно разговаривать с ребеночком в этот период". И правда, есть множество исследований зарубежных ученых о том, что эмбрион в утробе воспринимает все окружающие звуки. А это значит, что именно в этот момент можно начинать развивать его.

👌 Колыбельная утром - для пробуждения, вечером - для отхода ко сну. Заботимся о формировании режима дня.

👌 Слушаем музыку - лучше классическую и не более 1 часа, для развития слуха нашего будущего малыша.

👌 Учимся взаимодействовать - поглаживания, постукивания и похлопывания живота развивают у крохи навыки общения.

👌 Слушаем, говорим на иностранном языке, так мы можем повлиять на предрасположенность к изучению языков малыша.

👌 Улыбаемся! Счастливая мама - счастливый ребенок.

👌 Привлекаем папу к общению с малышом.

Все вышеперечисленное также влияет на процесс качественного, нормального развития речи ребенка еще в утробе матери.

Идем дальше, процесс рождения ребенка также очень важен, при нормальном течении родового акта, исключаем родовые травмы, которые могут повлиять на речь, и понимаем, что наш ребенок развивается в норме.

При отклонениях от нормы во внутриутробном развитии, при рождении - врачи могут диагностировать "особенности в развитии ребенка" и при таком развитии событий, помимо возможного медикаментозной помощи, необходимо обратиться и к логопеду для качественной поддержки и организации развития ребенка.

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

Рассмотрим основные моменты развития речи ребенка в норме от 0 до 1 года:

Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия "гуления". Длится от 2 до 5 месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

В следующей статье разберем как именно можно стимулировать эти стадии и помогать ребенку в развитии речи.

И самое главное - счастливая мама, счастливый ребенок💕

До встречи!