И не рупор поколения. Объясняю, почему так случилось. Не факт, что вам понравится то, о чём я расскажу на этой странице. Но это уж как выйдет. Готовы лететь ? Тогда - за мной !
1982 год. В Ленинграде появляется молодая, никому не известная группа "КИНО", руководимая учащимся ПТУ №61 Виктором Цоем. Через несколько лет этот паренёк с задворок жизни станет голосом чуть ли не всей молодёжи страны. После трагической гибели лидера "КИНО" сохраняет популярность вот уже почти тридцать лет.
Я мог бы назвать и любого другого знаменитого музыканта того времени - например, Константина Кинчева. Или, помилуй бог, Юрия Шевчука. Не говоря уже о Борисе нашем Гребенщикове, который наверняка уже (ибо пятница) сидит где-нибудь в виде незримого духа, и вкушает интересности в своих грибных путешествиях. Просто "КИНО" мне больше нравится. И потому я его поставил в пример, как эталон (потому что нам нужен какой-то эталон в этом материале).
Так вот, как случилось так, что на современной рок-сцене нет никаких "рупоров поколения", "голосов молодёжи", "чести и совести русского рока" ? Куда они все делись, были ли вообще, и что надо сделать, чтобы вернуть их обратно ? Как так вышло, что умерла Поэзия и Музыка ?
Искусство всегда стремится к совершенству. Но нет в мире совершенства, или почти нет - и мы любим искусство. Один из важнейших мотивов рок-музыки восьмидесятых - социальная неустроенность молодёжи, подростков. Именно этот мотив нашёл отражение в творчестве рок-коллективов тех лет, и отклик у десятков тысяч молодых людей, которым были близки связанные с этим проблемы.
И тот самый "русский рок" (на самом деле советский) эти проблемы разбирал. И, даже, частично решал. Он был, как старший товарищ, у которого не стыдно спросить такие вещи, о которых никогда не расскажешь родителям и учителю в школе.
Тогда было понятно, что никаких больших денег музыкантам не светит. И вообще, "кроме неприятностей, причём самых серьёзных, за это ничего не получишь" [тот же Цой - А. В.]. Потом стало иначе.
Остро-социальные тексты были очень популярны (и остаются таковыми сегодня). Притом речь не обязательно о политике. "Попробуй спеть вместе со мной" тоже можно назвать остро-социальным текстом, хотя там не говорится ни о царях, ни о, прости господи, половцах.
Но, если в то время это был какой-то общий момент, потому что "все были сильно против мерихьянго", то сейчас это превратилось в некий культ, в понты. И на сцену полезли все, кто только мог держать гитару в руках, и держаться на ногах после выпитого.
"На сцену хлынул поток низкопробных групп" [и снова Цой - умел, умел он предвидеть всё же], которые заполонили с течением времени эфир. И сейчас мы имеем то, что имеем.
Что нам досталось в наследство от девяностых ? Отпетый конъюнктурщик Шнур (фандом Шнура - непонятно кто, не панки, не альтернатива, вообще неясная субстанция). Земфира со своим пафосом (хоть иногда и можно послушать, но нет). Чичерина, которой ветром в голову надуло, и понесло хз куда. И куча шлака, который сутками играет на "Нашем" - ни Музыки, ни Поэзии. Ничего. И никаких тебе Гребенщиковых, Кинчевых, Шевчуков и Цоев.
А может, всё наоборот ? Может, современные рок-певцы (и рок-певицы) на самом деле и есть "рупоры поколения" ? Только оно, это поколение, настолько пустое, что не в состоянии эти форварды и фронтмены-фронтвумены излагать и транслировать сколь-нибудь ценные мысли ? Неплохая ведь версия, интересная. И вполне доказуемая, если целью задаться.
Но я не верю в пустое поколение. И в бесполезную молодёжь тоже не верю. Это всё сказки засидевшихся на ответственных креслах старпёров, которые хотят оправдать этим собственное бездействие и бесполезность. Но всё же, всё же...
Да и не слишком ли многого хочет наивный автор от современности ? Не слишком ли высокие требования предъявляет ? Ведь "время титанов" ушло навсегда, и никогда не вернётся !