Первый поезд в Царицын пришёл в 1862 г. В этот год было закончено строительство железной дороги, соединившей приволжский город и Калач-на-Дону. Царицынский вокзал в то время был мало чем примечательным небольшим деревянным зданием. Однако строительство сети железных дорог в регионе продолжилось. За два с небольшим года была построена Грязе-Царицынская железная дорога (1868–1870). С пуском новой ветки возросло не только количество перевозимых грузов, но и пассажиров. По ней открылось прямое железнодорожное сообщение от Царицына до Москвы. В 1871 г., почти на том же месте, где стоит современный вокзал Волгоград-1, было построено здание первого кирпичного вокзала.
На фронтоне вокзала аббревиатура ГЦЖД – Грязе-Царицынская железная дорога и ниже год строительства – 1871. Дорога эта, вместе и с этой «редакцией» вокзала просуществует недолго – до 1893 года. Скорее всего снимок 80-х гг. XIX века. Владелец железной дороги -Пётр Ионович Губонин.
Пётр Ионович Губонин. Родился Губонин в 1825 году в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии в семье простого каменщика. Начал он с продажи камня для строительства железнодорожных мостов, а потом и сам стал получать подряды на их строительство. Выбившись из самых низов, в 1864 году, Губонин вместе с инженером Садовским получает подряд на постройку каменных мостов строящейся Московско-Курской железной дороги. С этого момента начинается его триумфальное возвышение. Он участвует в строительстве Орловско-Витебской, Лозово-Севастопольской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской и других железных дорог. Он расширяет свою деятельность, принимает участие в создании Волжско-Камского банка, Северного страхового общества, общества «Нефть». Покупает в Крыму известное имение Гурзуф, заводит там обширное виноделие и стремился сделать из Гурзуфа европейский курорт; строит в Гурзуфе Храм Успения Пресвятой Богородицы. За свои заслуги в развитии промышленности Губонин получает чин тайного советника, ордена Святого Станислава I степени, Святой Анны I степени, Святого Владимира II степени и иностранные награды. В 1868 или 1869 году Губонин приступает к строительству ГЦЖД и появляется в Царицыне. За 1500 рублей он покупает у города участок земли. Цена, конечно, небольшая, но и участок не подарок – кусок оврага, который сначала нужно засыпать. Работы начались в 1869 году. Каждый, кто ездил из Волгограда в Москву поездом ехал как раз по этой дороге. Именно тогда на нашей земле появились существующие доныне станции Арчеда, Филоново, Алексиково, Поворино. Участок протяжённостью в несколько сотен вёрст был построен ударными темпами – и уже в июле 1871 года по нему пошли поезда. Городская Дума оценила деятельность Губонина. 7 сентября 1871 года Городская Дума подала ходатайство на Высочайшее имя о присвоении Губонину звания почётного гражданина города Царицына. Это был первый в истории города случай присвоения такого звания.
В начале 90-х годов XIX века ГЦЖД меняется, вероятно в этот период времени вокзал значительно перестраивают, благодаря той перестройке он приобретает свой известный по многим фотографиям вид.
Так вокзал стал выглядеть после перестройки 1931 года. Достроен второй этаж, возникает огромное правое крыло. Вокзал называется - Сталинград-1.
Дальше - была война.
Знаменитый снимок скульптуры «Дети...» - на фоне левого крыла вокзала. В конце января 1943 года бои в этом районе разгорелись с новой силой. Теперь вокзал штурмовали уже с другой стороны.
Бои закончились Сразу после капитуляции фашистских войск началось восстановление здания и повреждённого железнодорожного полотна. Уже 14 марта 1943 года в город прибыл первый поезд – из Москвы. 31 марта заработало Саратовское направление. К июлю 1943 года вокзал заработал на полную довоенную мощность.
Используя фундамент и подвалы старого здания вокзала, в 1954 году был построен новый, тот какой сейчас. Однако стоит отметить, что нынешний вокзал заметно меньше старого - многие административные помещения вынесены в здания неподалеку.
Здание решено в монументальных формах сталинской архитектуры послевоенных лет с сохранением элементов довоенного здания. Проектировалось оно Волгоградским филиалом Дорпроекта Приволжской железной дороги в 1950-1953 годах.
Авторы проекта архитекторы А. В. Куровский и С. 3. Брискин, инженер-конструктор А. Ф. Кадильникова.
Куровский Александр Владимирович (1899–1958)
Куровский Александр Владимирович. Советский архитектор, градостроитель. Член Союза архитекторов СССР. Учился на архитектурном факультете Вхутеина – Вхутемаса. На IV курсе (1926) под руководством профессора А. В. Щусева выполнил проект типографии газеты (Известия ВЦИК). Работал в Москве под руководством А. В. Щусева во 2-й Архитектурно-проектной мастерской Моссовета. В 1929 году А. В. Куровский вместе с А. Ф. Жуковым проектировал Кооперативный жилой дом Наркомвнешторга на Долгоруковской улице. Участвовал в строительстве ВСХВ – ВДНХВ. В период Великой Отечественной войны работал в Ташкенте. Работал в Управлении отдела по делам архитектуры Сталинградского городского совета в Сталинграде (1947–1951), в Дорпроекте (1951–1955), Сталинградской ж. д. В 1955–1959 годах главный архитектор проекта Сталинградпроект.
Брискин Самуил Захарович (1916-1992)
Брискин Самуил Захарович, советский архитектор, выпускник Киевского инженерно-строительного института, работал архитектором в Волгограде. Прибыл на восстановление Сталинграда в 1944г.
Строительство осуществлялось Главжелдорстроем МПС с июля 1951 по май 1954 года.
Новое здание вокзала – трёхэтажное с цокольным этажом, венчается часовой башней со шпилем, увенчанным золотистой звездой. Общая высота здания вместе со шпилем – 67 метров. В башне вокзала в 1959 году установлены часы, созданные на заводе «Баррикады».
Диаметр часов составляет 4 метра, стрелки часов длиной в 2,5 метра.
Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены; стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором.
К главному входу в вокзал со стороны города ведет широкая гранитная лестница. По обе стороны от неё на отполированном сером граните – два многофигурных барельефа высотой в пять метров каждый.
Слева от входа – сражения гражданской войны за красный Царицын:
Справа от входа– защитники Сталинграда в наступательном порыве. У их ног – поверженное фашистское знамя:
Выше, над центральным входом, размещены барельефы ордена Красного Знамени и медали «За оборону Сталинграда». Над ними – символическая скульптурная композиция: Родина-мать венчает лавровым венком победителей. Скульптурные группы и барельефы выполнены скульпторами М. Д. и Н. А. Павловскими, В. Н. Безруковым.
Внутри здание вокзала разбито на 2 больших зала – зал ожидания и кассовый зал. Потолки в них отделаны лепными карнизами, кессонами, розетками; на потолках – художественная роспись.
Тема полотна правого зала – боевой подвиг защитников города в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Тематика левого – трудовой подвиг Сталинградцев в годы послевоенного строительства – на постройке Волго-Донского канала и Волжской ГЭС. Авторы – художники Я. Скрепков, В. Крылов, Д. Мерперт.
Говорят, на одной из живописных фресок, описывающих события гражданской войны, в массовке изображены реальные люди – главный архитектор вокзала и тогдашний начальник пассажирских перевозок. А знамя боевое Красное знамя Царицыну изначально передавал лично Сталин – после 1961 года изображение "подправили", переделав Иосифа Виссарионовича в колхозника, одетого в шинель.
Вокзал в 1997 году был признан памятником архитектуры.
Капитальные ремонт здания провели в 2005 году.
Об интерьерах и живописных полотнах - в будущих публикациях.
Не пропустите. Подписывайтесь.
До новых встреч, Вас Алекс Маком.