Найти тему
Дизайн с Алексом Маком

Как строился железнодорожный вокзал в Волгограде. Нетипичная история железных дорог.

Первый поезд в Царицын пришёл в 1862 г. В этот год было закончено строительство железной дороги, соединившей приволжский город и Калач-на-Дону. Царицынский вокзал в то время был мало чем примечательным небольшим деревянным зданием. Однако строительство сети железных дорог в регионе продолжилось. За два с небольшим года была построена Грязе-Царицынская железная дорога (1868–1870). С пуском новой ветки возросло не только количество перевозимых грузов, но и пассажиров. По ней открылось прямое железнодорожное сообщение от Царицына до Москвы. В 1871 г., почти на том же месте, где стоит современный вокзал Волгоград-1, было построено здание первого кирпичного вокзала.
«Французского альбома» из коллекции Николая Смурова. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html
«Французского альбома» из коллекции Николая Смурова. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html

На фронтоне вокзала аббревиатура ГЦЖД – Грязе-Царицынская железная дорога и ниже год строительства – 1871. Дорога эта, вместе и с этой «редакцией» вокзала просуществует недолго – до 1893 года. Скорее всего снимок 80-х гг. XIX века. Владелец железной дороги -Пётр Ионович Губонин.

Пётр Ионович Губонин. Родился Губонин в 1825 году в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии в семье простого каменщика. Начал он с продажи камня для строительства железнодорожных мостов, а потом и сам стал получать подряды на их строительство. Выбившись из самых низов, в 1864 году, Губонин вместе с инженером Садовским получает подряд на постройку каменных мостов строящейся Московско-Курской железной дороги. С этого момента начинается его триумфальное возвышение. Он участвует в строительстве Орловско-Витебской, Лозово-Севастопольской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской и других железных дорог. Он расширяет свою деятельность, принимает участие в создании Волжско-Камского банка, Северного страхового общества, общества «Нефть». Покупает в Крыму известное имение Гурзуф, заводит там обширное виноделие и стремился сделать из Гурзуфа европейский курорт; строит в Гурзуфе Храм Успения Пресвятой Богородицы. За свои заслуги в развитии промышленности Губонин получает чин тайного советника, ордена Святого Станислава I степени, Святой Анны I степени, Святого Владимира II степени и иностранные награды. В 1868 или 1869 году Губонин приступает к строительству ГЦЖД и появляется в Царицыне. За 1500 рублей он покупает у города участок земли. Цена, конечно, небольшая, но и участок не подарок – кусок оврага, который сначала нужно засыпать. Работы начались в 1869 году. Каждый, кто ездил из Волгограда в Москву поездом ехал как раз по этой дороге. Именно тогда на нашей земле появились существующие доныне станции Арчеда, Филоново, Алексиково, Поворино. Участок протяжённостью в несколько сотен вёрст был построен ударными темпами – и уже в июле 1871 года по нему пошли поезда. Городская Дума оценила деятельность Губонина. 7 сентября 1871 года Городская Дума подала ходатайство на Высочайшее имя о присвоении Губонину звания почётного гражданина города Царицына. Это был первый в истории города случай присвоения такого звания.

В начале 90-х годов XIX века ГЦЖД меняется, вероятно в этот период времени вокзал значительно перестраивают, благодаря той перестройке он приобретает свой известный по многим фотографиям вид.

 ЖД вокзал. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html
ЖД вокзал. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html
Цветная открытка с видом вокзала г Царицына. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html
Цветная открытка с видом вокзала г Царицына. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html

Реконструкция 1931 года. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html
Реконструкция 1931 года. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html

Так вокзал стал выглядеть после перестройки 1931 года. Достроен второй этаж, возникает огромное правое крыло. Вокзал называется - Сталинград-1.

Дальше - была война.

Здание вокзала в огне. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html
Здание вокзала в огне. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html
-6

Знаменитый снимок скульптуры «Дети...» - на фоне левого крыла вокзала. В конце января 1943 года бои в этом районе разгорелись с новой силой. Теперь вокзал штурмовали уже с другой стороны.

Окончание сталинградской битвы. liveinternet.ru
Окончание сталинградской битвы. liveinternet.ru

Жительницы Сталинграда набирают воду из фонтана на Привокзальной площади у железнодорожного вокзала Сталинград-1. https://vk.com/wall-127837577_9835?z=photo-127837577_456244966%2Falbum-127837577_00%2Frev
Жительницы Сталинграда набирают воду из фонтана на Привокзальной площади у железнодорожного вокзала Сталинград-1. https://vk.com/wall-127837577_9835?z=photo-127837577_456244966%2Falbum-127837577_00%2Frev
Восстановленный фонтан "Детский хоровод" на фоне разрушенных зданий Сталинграда. volfoto.ru
Восстановленный фонтан "Детский хоровод" на фоне разрушенных зданий Сталинграда. volfoto.ru

Окончание войны. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html
Окончание войны. http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/articlestsaritsyn/22-istoriya-vokzada-volgograd-1.html

Бои закончились Сразу после капитуляции фашистских войск началось восстановление здания и повреждённого железнодорожного полотна. Уже 14 марта 1943 года в город прибыл первый поезд – из Москвы. 31 марта заработало Саратовское направление. К июлю 1943 года вокзал заработал на полную довоенную мощность.

Используя фундамент и подвалы старого здания вокзала, в 1954 году был построен новый, тот какой сейчас. Однако стоит отметить, что нынешний вокзал заметно меньше старого - многие административные помещения вынесены в здания неподалеку.

Здание решено в монументальных формах сталинской архитектуры послевоенных лет с сохранением элементов довоенного здания. Проектировалось оно Волгоградским филиалом Дорпроекта Приволжской железной дороги в 1950-1953 годах.

Авторы проекта архитекторы А. В. Куровский и С. 3. Брискин, инженер-конструктор А. Ф. Кадильникова.

Куровский Александр Владимирович (1899–1958)

Куровский Александр Владимирович. Советский архитектор, градостроитель. Член Союза архитекторов СССР. Учился на архитектурном факультете Вхутеина – Вхутемаса. На IV курсе (1926) под руководством профессора А. В. Щусева выполнил проект типографии газеты (Известия ВЦИК). Работал в Москве под руководством А. В. Щусева во 2-й Архитектурно-проектной мастерской Моссовета. В 1929 году А. В. Куровский вместе с А. Ф. Жуковым проектировал Кооперативный жилой дом Наркомвнешторга на Долгоруковской улице. Участвовал в строительстве ВСХВ – ВДНХВ. В период Великой Отечественной войны работал в Ташкенте. Работал в Управлении отдела по делам архитектуры Сталинградского городского совета в Сталинграде (1947–1951), в Дорпроекте (1951–1955), Сталинградской ж. д. В 1955–1959 годах главный архитектор проекта Сталинградпроект.

Брискин Самуил Захарович (1916-1992)

Брискин Самуил Захарович, советский архитектор, выпускник Киевского инженерно-строительного института, работал архитектором в Волгограде. Прибыл на восстановление Сталинграда в 1944г.

Вид со стороны перронов и сверху. pastvu.com
Вид со стороны перронов и сверху. pastvu.com

Строительство осуществлялось Главжелдорстроем МПС с июля 1951 по май 1954 года.

Новое здание вокзала – трёхэтажное с цокольным этажом, венчается часовой башней со шпилем, увенчанным золотистой звездой. Общая высота здания вместе со шпилем – 67 метров. В башне вокзала в 1959 году установлены часы, созданные на заводе «Баррикады».

Диаметр часов составляет 4 метра, стрелки часов длиной в 2,5 метра.

Часы на железнодорожном вокзале г. Волгограда. Современный вид.
Часы на железнодорожном вокзале г. Волгограда. Современный вид.

Главный фасад. https://v1.ru/text/gorod/65447141/?from=footersecondmobile_old
Главный фасад. https://v1.ru/text/gorod/65447141/?from=footersecondmobile_old

Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены; стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором.

К главному входу в вокзал со стороны города ведет широкая гранитная лестница. По обе стороны от неё на отполированном сером граните – два многофигурных барельефа высотой в пять метров каждый.

Слева от входа – сражения гражданской войны за красный Царицын:

Скульптурная композиция слева от входа.
Скульптурная композиция слева от входа.

Справа от входа– защитники Сталинграда в наступательном порыве. У их ног – поверженное фашистское знамя:

Скульптурная композиция справа от входа
Скульптурная композиция справа от входа

Выше, над центральным входом, размещены барельефы ордена Красного Знамени и медали «За оборону Сталинграда». Над ними – символическая скульптурная композиция: Родина-мать венчает лавровым венком победителей. Скульптурные группы и барельефы выполнены скульпторами М. Д. и Н. А. Павловскими, В. Н. Безруковым.

Скульптурные группы над центральным входом. Скульпторы М. Д. и Н. А. Павловские, В. Н. Безруков.
Скульптурные группы над центральным входом. Скульпторы М. Д. и Н. А. Павловские, В. Н. Безруков.

Внутри здание вокзала разбито на 2 больших зала – зал ожидания и кассовый зал. Потолки в них отделаны лепными карнизами, кессонами, розетками; на потолках – художественная роспись.

Тема полотна правого зала – боевой подвиг защитников города в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Тематика левого – трудовой подвиг Сталинградцев в годы послевоенного строительства – на постройке Волго-Донского канала и Волжской ГЭС. Авторы – художники Я. Скрепков, В. Крылов, Д. Мерперт.

Говорят, на одной из живописных фресок, описывающих события гражданской войны, в массовке изображены реальные люди – главный архитектор вокзала и тогдашний начальник пассажирских перевозок. А знамя боевое Красное знамя Царицыну изначально передавал лично Сталин – после 1961 года изображение "подправили", переделав Иосифа Виссарионовича в колхозника, одетого в шинель.

Вокзал в 1997 году был признан памятником архитектуры.

Капитальные ремонт здания провели в 2005 году.

Об интерьерах и живописных полотнах - в будущих публикациях.

Не пропустите. Подписывайтесь.

До новых встреч, Вас Алекс Маком.