Найти в Дзене
Дилетец

Брахма и анатомическая философия древних.

В мифах Древней Индии как и в других мифах народов мира одним из сюжетов происхождения мира является расчленении великана. Один из примеров расчленение великана Пурушу.

Брахма — творец Вселенной
Брахма — творец Вселенной

Подступили к Пуруше боги, бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, из нее кони родились и им подобные с двумя рядами зубов, быки родились из нее, а также козы и овцы Его рот стал брахманом, руки сделались раджанья, бедра — вайшьей, из ног родился шудра. Луна возникла из его души, из глаза — солнце, из уст — Индра и Агни, из дыханья — ветер, из пупа — воздушное пространство, из головы — небо, из ног — земля, стороны света — из уха.

То есть из расчлененных частей первочеловека, великана Пурушы родился Мир, части, элементы Мира, Вселенной, Боги, человеческое сообщество, его элементы, а так же его социально-политическая система. Аналогичен миф о происхождении мира с участием Брахмы. Только в отличии от случая с Пурушей, Брахму не расчленяют, он сам рождает мир с помощью силы мысли частями тела, в том числе и свое потомство. Первым, старшим сыном стал Маричи, рожденный из души творца, вторым сыном стал Атри, рожденный из глаз, третий сын это Ангирас, из уст Брахмы, четвертый сын Пуластья из правого уха, пятый сын Пулаха -из левого уха, шестой сын Крату — из ноздрей, седьмой сын Дакша из большого пальца правой ноги, и дочь Вирини из пальца левой ноги, восьмой сын Бхригу из кожи, девятый сын Васиштха из разума Брахмы. Согласно Пуранам Брахма создал из себя варны, касты, сословия. Уста Брахмы породили жрецов брахманов, груди или руки породили воинов, кшатриев, бедра породили вайшьи, ремесленников и земледельцев, а ступни ног шудр, слуг.

Очевидно сходство между образами Пуруши и Брахмы. Если в одно случае персонаж является пассивной стороной в происхождении мира, так как из него делают мир насильственным образом, то в другом случае персонаж является активной стороной в космогонии и уже сам, самостоятельно творит мир из своих частей тела.

Разумеется сюжет происхождения мира от частей тела с участием Пуруши и Брахмы не является исключением, как в индийской мифологии, так и в других мифологий. В Индии есть такой еще персонажи как Праджапати и Вритру. Можно даже предположить, что основой для образа Брахмы был все таки образ Праджапати. Любопытен так же сюжет с Вритру. Как известно, Вритру победил Индру, расчленив, «И породил солнце, небо, утреннюю зарю», то есть совершив акт космогонии. Победу Индры над Вритру, можно сравнить с победой Мардука над Тиамат, а так же Зевса над Тифоном. Похожее расчленение есть так же и в скандинавской мифологии , это расчленение над великаном Имиром. Есть так же очень много общего между образами индийского Вритру и скандинавским Имиром. Это происхождение, Вритру создан из Сомы и Огня, а Имир из инея Нифльхейма («темного мира»)и огня Муспелльсхейма («огненного мира»), а так же его описание, Вритра как известно сковал и поглотил воды и реки, а Имир возлежал вокруг замерзших каменных глыб, само убийство Вритры и Имира рассматривающееся как освобождение вод.

Но тут важно другое, что сам миф о расчленении великана для создании мира является основой философской системы мудрецов в древности.