Был такой замечательный человек, яркий, умный, талантливый. Мечтатель. Звали его Константином (для своих - Котэ) Топуридзе. Был он, как можно догадаться, обрусевшим грузином, из семьи архитекторов, жил он и строил в столице (брат остался в Тбилиси и строил там).
О создателе
Топуридзе был женат на всесоюзно любимой актрисе Рине Зелёной, в его хлебосольном доме бывало по праздникам полно гостей, по большей части московско-тблисская грузино-армянская творческая элита, вроде композитора Вано Мурадели, бывал Симонов с Серовой, и Алабян с Целиковской). Приезжая в столицу, у Котэ останавливались знаменитые жители Грузии, такие, как академик архитектуры Курдиани и балетмейстер Сухишвили.
Всю войну Топуридзе стоил оборонительные сооружения и после победы захотел создать что-то по-настоящему светлое и праздничное.
Когда-то, ещё в 39-м, на месте фонтана ВДНХ "Каменный цветок" был лаконичный конструктивистский фонтан, и его решили убрать, ограничиться на выставке двумя, "Колосом" и "Дружбой Народов". Котэ же задумал другое - он знал, что в начале 50-х Сергей Прокофьев работал над музыкой к балету "Каменный цветок".
Имея многочисленных друзей в руководстве выставки и города, Котэ настоял на том, чтобы открыли одноименный, третий фонтан. В духе сталинской советской мистики, в центре верхней чаши фонтана - сам Цветок, покрытый пластинками разноцветной смальты, символизирующий Русскую Землю, а вокруг - 16 накрытых столов, которые соответствуют тогдашним 16-ти советским народам, имеющим республики (тут всё-таки пришлось экономить, и столы повторяются, изначально они планировались разными).
Топуридзе, помимо того, что был зодчим и художником, был выдающимся инженером, и придумал разноцветную подсветку, и ещё - по его проекту вода, с помощью особого колебательного устройства, проходит то через одни насадки, то через другие, всего 1000 струй, и это сопровождается музыкой - но не Прокофьева, это было бы слишком прямолинейно, а Шостаковича.
Запустили фонтан (и представили в Большом балет Сергея Сергеевича) уже после смерти Сталина. Через пару десятилетий не стало музыки, а подсветка перестала быть цветной. Во времена Брежнева сломалось придуманное Котэ устройство, и на это махнули, в духе времени, рукой, оставшиеся примерно 400 струй просто изливались, как в обычном садовом водомёте. Выставка изменилась.
Исчезла меркуловская статуя Сталина, её не убрали, а взорвали стилобат, уронили статую в выкопанную траншею и залили бетоном. Исчез "Дворец Грузии", на его месте стоит удивительно невзрачный "павильон профсоюзов", а Казахстан, Молдавию, Азербайджан и т.д. накрыли уродливыми "модернистскими" гробами.
Поблекший фонтан продолжал работать - засорялись насадки, и к 90-м их оставалось чуть больше 200. В конце концов, фонтан остановился, и его последней, угасающей красоты хватало, чтобы стоять и глядеть, не отрываясь.
На великой выставке великой страны, заставленной ларьками с пончиками и презервативами, потерявшей своё название, изувеченной, казалось бы, необратимо, в пустом фонтане распивали водку какие-то негодяи, а мы тогда, 27 лет назад, с подругой Леной, (она из Грузии, я из Азербайджана) стояли, и глаз не могли отвести от этих фантастических латунных квасников, придуманных Котэ, от этих покрытой патиной фруктов, даже не с тбилисского базара, а вообще, из неведомых широт.
- Это Топуридзе Константинэ сделал.
- Я так и подумала, что грузин, - смеясь, сказала Лена, - Как же всего много!
Я хорошо помню, был серый день, с низкого неба 90-х летел противный зимний дождь, бегали крысы и звучала музыка, но не Шостакович и не Прокофьев, конечно - из ларьков летела группа "комбинация", вперемешку с каким-то утробным воем (у каждой эпохи своё звуковое сопровождение), и мы возле фонтана, юные и наивные дети страны, которой нет и больше не будет, в дешёвых пуховиках и с пивом в руках, ну, кто тогда так не ходил?
- Ты помнишь, как "спасибо" по-грузински?
- Конечно. Да я же знаю язык! - сказала Лена.
- Давай скажем ему спасибо
Читайте по теме:
Что вы знаете об абсолютном одиночестве? А саговники знают всё!