Найти тему

Все незаконно в ней и все прекрасно.

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини. Карл Павлович Брюллов
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини. Карл Павлович Брюллов

У Юлии Павловны Самойловой - музе великого Карла Брюлова, была не жизнь, а сплошной фейерверк. Увы, теперь точно не разобрать, что именно является правдой, а что — слухами и домыслами. Начать с того, что сплетнями окружено даже ее происхождение. Вроде бы отцом девочки является вовсе не муж ее матери — генерал Павел Пален, а приемный дедушка — итальянец Джулио Литта, на русский манер его звали Юлием Помпеевичем. В пользу такой экстравагантной версии выступают два факта — итальянская внешность Юлии Павловны и то, что приемный дед именно ей и еще двоим своим внебрачным детям завещал свое огромное состояние.

Есть еще один слух. И он, с еще большей вероятностью, является правдой. В возрасте 15 лет Юлия тогда еще Пален — фрейлина при дворе — стала любовницей российского императора Александра I.

С ее беременностями быстро расправлялись лейб-медики, а Юлия Павловна навсегда осталась бесплодной. Яркую красавицу Юленьку государь держал подле себя несколько лет, но потом, как честный человек, решил, что пора жениться. Какому-нибудь приличному парню-офицеру на фаворитке царя. Так как очереди из желающих прикрыть репутацию фрейлины не выстроилось, государь сам выбрал дворянское семейство. Им стали Самойловы. Флигель-адъютант императора, красавец Николай Самойлов был категорически против. Но маман очень быстро объяснила строптивому сыну, что Александр І вовсе не спрашивал «хочешь-не хочешь», а сделал предложение, от которого невозможно отказаться. Венчание состоялось.

Юлия Самойлова чувствовала себя виноватой перед молодым мужем. Супруг ей не перечил: «Да, ты очень виновата». И пил-кутил, много играл, проигрывая солидные суммы из приданого жены. Вел себя так, чтобы максимально продемонстрировать, какая неизгладимая рана ему нанесена. В итоге супруги Самойловы расстались, причем их развели официально. С возвратом приданого. Точнее, той части, что от него осталась после кутежей мужа.

И как раз с этого момента началась разгульная жизнь красавицы графини.

Продолжение следует.