Найти в Дзене
Фрилансер на воле

Хотите сайт? А правда ли он нужен вашему бизнесу?

Оглавление

Небольшая статья, призванная остудить пыл повальной цифровизации. Пишу без плана.

Если говорить айтишным языком, я — веб-разработчик. "Программист сайтов" в народе.

Периодически ко мне по рекомендациям обращаются люди с вопросами формата "Сколько стоит сделать сайт?". В такие моменты стараюсь не бежать стремглав предлагать решение подороже. Сперва спрашиваю о том, чем человек занимается и для чего ему нужен сайт. Давайте разберём несколько сценариев и посмотрим, какой сайт нужен и нужен ли вообще?

1. Мастера

Не знаю, как точно охарактеризовать. Сюда входят люди, которые продают свой труд или физическую услугу/нетиражируемый товар. Например, ювелиры, мастера маникюра, отделочники, ЧАСТНЫЕ мастера ремонта телефонов и так далее. В зависимости от осведомлённости клиента о том, как работает интернет, разворачиваются два подсценария:

1. Потенциальный клиент отдаёт себе отчёт, что конечная цель - увеличение прибыли. Что сугубо сайт это часть процесса и в увеличении продаж есть другие компоненты: продвижение, реклама, написание контента, фотографии на сайт итд. В целом, в этом случае у человека уже есть сформированные требования и с этим можно работать.

2. Потенциальный клиент слышал, что сайт помогает заработать больше. Часто такая позиция означает, что клиент хочет "кнопку бабло", не особо вникая в процесс. Тут нужно быть предельно аккуратным, обсудить всё на берегу, и, если клиент дорог, уделить время ликбезу, просветительской деятельности, who is who. Чем Директ и AdWords отличаются от Яндекса и Гугла, что за хостинг сайта нужно будет платить итд.

Однажды я так прокололся на втором пункте и получил головняк. Читайте об этом тут: Как отец моего друга хотел кинуть меня на деньги

На мой взгляд, тут в первую очередь нужно отталкиваться от того, какой канал продаж УЖЕ лучше всего работает в конкретном случае. Часто это сарафанное радио. И тут вполне возможно обойтись вообще без сайта. Вот почему:

Сарафанное радио это очень большая вероятность, что потенциальный клиент обратится именно к вам. Когда человек даёт другому человеку ваши контакты, он словно делится виртуальной визиткой. И он может либо дать телефон, либо ссылку на ваш ресурс. И тут уже без разницы, ведь всю необходимую информацию о себе вы можете разместить в Instagram, например. Плюс на вас смогут подписаться и следить за вашей деяетельностью. А инстаграм вы себе и сами завести можете. Вы может и не будете видны в поисковиках, но коль о вас говорят напрямую, то оно вам и не надо, возможно. Зачем платить больше?

Например: однажды я активно занимался ремонтом телефонов. У меня не было ни одного ресурса, полностью посвященного этому. Кидал себе в сториз что, мол, вот, телефоны ремонтирую. И знакомые стали обращаться, а потом знакомые их знакомых, да так, что и времени уже не оставалось.

Специально искал граффити.
Специально искал граффити.

2. Бизнес (не продажи товаров)

Допустим, ваше дело растёт так, что вы из частного мастера уже перерастаете в своеобразное маленькое предприятие, даже с сотрудниками. Они делают фактическую работу, а вы уже больше отвечаете за организационные моменты.

В этом случае, раз у вас есть цель и возможность масштабировать своё дело, я бы рекомендовал обзавестись сайтом.

но... нет, не так... НО!

Скорее всего, это будет простой сайт. Простой, красивый и минимально достаточный для того, чтобы поисковые системы начали его индексировать и вы могли пускать туда трафик с Директа, например. То есть такой сайт, на котором люди не должны надолго задерживаться, а должны поскорее захотеть связаться с вами, по телефону или по почте, например.

Мне кажется, что чем меньше бизнес, тем он "гибче", что ли. По крайней мере, глядя на клиентов, я склонен считать так. Тут не нужны ни личные кабинеты, ни оплаты на сайте - все это можно сделать уже на месте, непосредственно когда клиент пришёл в вашу организацию или позвонил.

3. Бизнес (продажи)

Добро пожаловать в интернет-магазин, так сказать. И тут сайт, скорее всего, правда нужен, и хорошо отлаженый. Особенно, если конкуренты из вашей сферы уже хорошо представлены в интернете. Вариаций может быть масса, но я бы советовал подумать об интернет-магазине с возмжностью связи с консультантом там же.

4. "Хочу то, не знаю что"

Это люди с идеей. Я тут говорю не обо всех, а о тех, которые в голове имеют базовое очертание какого-то мифического крутого бизнеса или продукта. Ко мне приходят не за сайтом, а за всем остальным, кроме идеи, и за сайтом в том числе. Тут уж сайт точно не нужен.

Даже для того, чтобы "прощупать почву" и проанализировать спрос, нужно сформировать торговое предложение, некоторый план, изобразить существование какого-то продукта и уже под него сделать, например, лендинг и посмотреть, как он пойдёт. Лично у меня подобный разговор завершается отказом ещё на стадии телефонного обсуждения.

Итого, что мы имеем?

Возможно, вам не нужен сайт. Прежде, чем отправиться к веб-разработчику и спрашивать о цене, советую проанализировать свою аудиторию, оценить свои мощности и готовность к материальным и моральным затратам. Опять же, возможно, что странички в соцсети вам хватит. А может быть и нет. Но теперь вы знаете различные варианты развития событий :)

Ниже оставлю ссылки на статьи, которые могут вас заинтересовать. Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и отправляйте статью знакомым. Призываю вас делиться ею в соцсетях через кнопки "поделиться" на этой странице. Так вы убережёте кого-нибудь от лишних трат, а также поможете каналу расти. Спасибо!

Как отец моего друга хотел кинуть меня на деньги

Как начать работать на фрилансе с нуля