Найти в Дзене

Речевые и грамматические ошибки

Больше всего меня всегда расстраивало, что проверка сочинений и изложений – потерянное время. А разве нет? Дети смотрят на итоговую оценку, видят на полях буквы Р, Г и Л и со спокойной душой закрывают тетрадь. Некоторые, конечно, подойдут, но таких единицы.

Да, безусловно, мы говорим, что существуют ошибки, но за много лет работы ученики стали обращать внимание лишь на необоснованные повторы слов.

Да, безусловно, разбираем типичные ошибки. Например, в последний раз при написании изложения появилось вот такое предложение: «Чтение помогает расширять кругозор и внутренний мир человека». Почти никто не понял, почему я сделала на этом акцент.

Интересно, что при подготовке к ЕГЭ эта проблема постепенно сходит на нет: дети учатся находить свои ошибки в сочинениях, и даже если допускают их, то хотя бы понимают, что обозначают эти непонятные буквы на полях.

Почему? Наверное, потому, что рассматривается классификация ошибок (особенно в восьмом задании).

В учебниках очень мало упражнений на выявление речевых и грамматических ошибок, и в основном они даются точечно при изучении новой темы (деепричастия, причастия и т.д.).

Я решила, что мне хотелось бы видеть хоть какое-то понимание в глазах детей, поэтому мы выделили в тетради по теории место для этой информации (классификацию беру с сайта ФИПИ).

Как оказалось, о таких ошибках можно говорить даже с малышами (5-6 класс). Для этих целей я использую пособие С.А. Есениной «Как научить ребенка писать сочинения». Справочник предназначен для 4 класса, но задания вполне подходят и для шестиклассников.

Например, в последний раз я выписала на доске несколько предложений:

1. Мама сварила кашу. Она поставила её на стол.

2. Громко залаяв, дети испуганно убежали.

Каково было моё удивление, когда дети засмеялись:

— Марина Маратовна, это получается, что каша поставила маму на стол? А дети почему стали лаять?

Со вторым примером у меня было много сомнений, т.к. деепричастие в этом возрасте еще не проходят, но, как оказалось, ошибка отлично «считывается».

Поэтому я снова делаю вывод, что нет смысла тянуть до последнего: искать ошибки нужно начинать с самого начала, чтобы было понимание при написании сочинения.