Ближе к вечеру позвонил начальник участка геологоразведочной экспедиции и уставшим голосом сообщил : Медведь, скорее всего медведь, напал на собаку у сторожа и унёс в тайгу. Сам сторож по рации не отвечает. Что там у него - не ясно. Завтра, в 9.00, если не будет тумана - вылет. Вертолёт готов.
Пункт назначения - одна из подготовительных баз(подбаз) экспедиции в Томской области. Путь не близкий, почти 200 км.
Положение осложнялось тем, что на той злополучной подбазе сторож находился совсем один. Теперь один. Был с собакой.
2001 год. Кризис отступал, государство ещё компенсировало геологам их затраты на бурение скважин - пустышек. Впрочем, "благодатная почва" Васюганских болот Томской области практически давала сто процентный шанс на результативную геологоразведку. Тогда ещё всё было проще. Каждая нефтяная компания имела свою геологоразведку, свою технику и даже службу безопасности для защиты своих интересов. Это сейчас всё на аутсорсинге.
А тогда огромную буровую, отбурившую свое и ждущую передвижки на новое место, мог охранять один человек. Как правило, из числа работников. Все уехали, а желающий оставался. Дней на десять, пятнадцать, пока смена не прилетит, или рабочие по зимнику не пробъются.
Для удобства также в тайге организовывали "подбазы". Расчищали участок для техники и механизмов и материалов, делали площадку для вертолёта. Летом вертолётами завозили "гсм", технику. Зимой по зимнику развозили грузовиками дальше. Ставили балки для рабочих, ведь путь от цивилизации - неблизкий. Когда пересменка у вахтовиков - жизнь на подбазе кипела ключём. В остальные дни какой либо рабочий находился там один. Жил там в балке, принимая грузы с вертолётов. Ну и сторожил имущество.
С утра начальник смены сообщил - полетишь в составе группы. Подумав, сказал: "Нужно взять оружие. Получи и распишись."
-Там что, опасно так? - спросил я весело.
-Нечего ерничать. Медведь, скорее всего медведь, задрал собаку у сторожа. Сам сторож по рации не отвечает. Что там у него - не ясно.
- Получи карабин "Сайгу".
-Не возьму её - противился я.
-Почему?
-"Сырые" какие то. Неделю назад на стрельбище что получилось, помнишь?
Получив партию этих "диковинок" на то время, решили отстреляться на стрельбище. Из шести стволов - три не выдержали никакого испытания. После нескольких выстрелов клинил патрон в магазине. Пришлось отстёгивать магазин, и стрелять, вручную досылая патрон в патронник. Без магазина. Вот так в руку возьмешь патроны и ... весело!
Ми -2." Стрекоза", таёжный трудяга. Сколько часов налетал , а всё привыкнуть не мог. Воздушные ямы, турбулентность, как будто в автобусе "Паз" на скорости 80 км в час. Никогда на сытый желудок старался не летать.
Два часа в полёте, несколько подсадок- закидывали продукты на буровые- и вот пункт назначения. В иллюминаторы хорошо видна приближающаяся подбаза. Техника, песочная отсыпка, балки. Мусорные контейнеры, странно как то поваленные.
И никого. Никто не встречает. Звук вертолёта далеко разносится по лесу, и обычно люди выбегают на звук, машут руками. А тут - никого.
Неприятый холодок прошёлся по коже. Предчуствие беды медленно закрадывалось в душу.
Посадка. Вышли, осмотрелись. К какому балку идти? Их несколько. Молча пошли к тому, где лежали охапки нарубленных дров.
Дверь прикрыта. Осторожно приблизившись, я увидел тень в окне.
Судорожно скрипнув, открылась дверь.
Бледный невысокий сторож в очках как то неестественно вежливо поздоровался: Здравствуйте, я вас так ждал... И вымученно улыбнулся.
Обстановка тут же разрядилась. Повеселели. Все живы , здоровы.
Начались расспросы - что да как. Ставь чайник, мужик, да рассказывай!
Пока суть да дело -тревога пропала. Предосеннее солнце, небольшой ветерок. Решил осмотреться пока, прихватив "Сайгу"
Тревога пропала, а странности в глаза бросались. Почему мусор весь разбросан? Пакеты, банки. Неужели ветер? А что тогда контейнеры с мусором повалены? Движением воздуха от движения вертолёта?
Далеко вроде площадка, и заходит вертолёт на посадку не с этой стороны.
Пригляделся повнимательней - батюшки светы! Всё вокруг контейнеров буквально было истоптано характерными следами. Но. Следы большие, и маленькие следочки, как у ребёнка. И свежие, и старые . Шли в определённом направлении - через насыпь в сторону профиля. (Профиль -это геодезическая черта из вырубленных деревьев, идущая в строго опредёленное направлении сквозь тайгу).
Посмотрев на балки, понял что отошёл уже прилично. У балков никого не было. Все внутри. Но всё же решил пройтись чуть по профилю. Открытое пространство профиля не вызывало никаких тревог. Широченный, может быть расширяли под будущий зимник.
Шел по краю и думал - даже чаю не попил. Следы шли тоже по краю профиля, и почему то не уходили в лес. Да тут целая тропа!
А что это красное. Брусника? Кровь. Невольно остановился. Снял "Сайгу" с предохранителя .
Повернулся назад. Из сторожки еле виден дымок. Ага, печь топится. Чайник наверное уже согрелся. В горле пересохло.
Ещё немного пройду - и назад. Ещё немного -и назад. Но какой то первобытный инстинкт не давал повернуть. Хотелось увидеть, когда же следы повернут в чащу... и ещё что то.
Да что же это такое, почему следы не уходят в тайгу? Всё. Ещё немного - и назад.
Остановился, дослал патрон в патронник, повернулся направо - и застыл. За огромным кедром, чуть правее меня, стояла медведица с медвежатами и шумно вздыхала, глядя в противоположную от меня сторону. Два маленьких медвеженка , стоя на задних ногах прислонились к мамкиному животу, и поглядывали туда же.
Вскинув ствол, я застыл как столб. Медведица не видела меня, а только шумно вздыхала. Я начал пятится назад, лихорадочно вспоминая - а какой я взял карабин, не то ли, что подвёл на стрельбище? А вдруг не исправный? И какие патроны? Всё пронеслось за секунду. Дрожащими руками никак не мог отстегнуть магазин. Отстегнул всё же. Понимая, что только один патрон останется в патроннике. Успею ли я выбрать из магазина хоть пару и дослать рукой? Нет конечно. Опять пристегнул магазин. Что я делаю? Паника.
Похоледев от ужаса, я начал пятится назад. Не видя куда ступая, и не понимая что делать, я ждал развязки. Почему она не обращает внимания на меня? Ветер. Ветер дул от неё!
Она не увидела. Увидел медвежонок. Как то странно хрюкнув, медвежонок подпрыгнул от неожиданности. Вот и всё...
Медведица , наверное опешила от удивления. Опустившись на четыре лапы, она повернулась в мою сторону. Правую как то неестественно подгибала. Я понял, что она приготовилась к прыжку. Но опять встала и начала страшно так" хрюкать", что ли. Правая лапа безжизненно свисала, а медвежата жались за её спиной. Так вот, то вставая на две лапы, то на четвереньки, она пыталась напугать меня, но не бросалась.
И тут я решился. Первый выстрел вверх. Второй - в сторону медведицы немного выше После третьего выстрела только и слышен был громкий треск в чаще.
Оглянувшись назад, и видя, как бегут люди , я упал на колени без сил. Подбежав ближе, один из группы спросил? Что случилось. На тебе лица нет. Как будто лешего увидел!?
Постреляв ещё несколько раз вверх, раскидали гильзы по сторонам.
Позже, разбирая с охотниками тот случай, они подтвердил мою догадку - медведица была ранена, но не людьми. Может быть дней десять, а то и больше, медведица буквально жила с человеком и собакой, подходя всё ближе к жилью и мусору. Потому и привыкла к человеческому запаху. Корма море - осень, ягоды. Но запахи мусорки привлекали. А сторож даже не понимал этого, пока собака не нарвалась на медведицу.
Мне была интересна судьба зверя. Но ни в каких сводках не было такого, чтоб кто то официально вёл отстрел медведей в той стороне. А ближе к зиме "подбаза" наполнилась рабочими. Сейчас эта база - уже целый посёлок, так говорят.