20-го ноября 2020 года произошло примечательное событие - теперь многоразовые ракеты есть не только у Илона Маска :)
Компания Rocket Lab запустила ракету Electron-KS, которая успешно вывела на орбиту целых 30 спутников. Надо полагать, что спутники небольшие - уточнения не видел, но видимо что-то похожее на CubeSat-ы.
Но, главное не это. Главное, что впервые удалось мягко посадить отработанную первую ступень этой ракеты. Она опускалась на парашютах. И, после приводнения на поверхность океана, была успешно подобрана в 650 км от побережья Новой Зеландии.
Таким образом, теперь в дополнение к американской Falcon-9, появилась ещё одна успешная технология возврата первой ступени космической ракеты-носителя - американско-новозеландская.
Да, ракета села на воду, что вызывает вопросы к воздействию солёной воды на двигатели...
Но, не торопитесь - контакта с водой хотят вообще избежать ;-) Чуть ниже об этом...
Теперь эту первую выловленную ступень доставят на завод и будут изучать состояние всех её компонентов. Это позволит внести необходимые изменения в конструкцию для повторного использования таких ступеней.
В любом случае: система возврата уже точно работает. И работает хорошо.
Правда, здесь надо отметить, что Falcon-9 - это тяжёлая ракета-носитель, а новозеландская Electron относится к классу лёгких ракет. Поэтому, прямое сравнение всё-же неправильно.
Потом ступени будут ловить вертолётами!
Да-да, компания заявляет, что в дальнейшем ступени будут не приводняться, а улавливаться вертолётами. Оказывается, в апреле 2020 года была статья об испытаниях этого процесса, там есть и видео!
В двух словах - ракета была сброшена на парашюте одним вертолётом и поймана за вымпел другой винтокрылой машиной. К сожалению, видео этих испытаний можно смотреть только в статье по ссылке...
Конечно, это были испытания в идеальных условиях, но если при настоящем приземлении вертолёт будет чётко выведен в нужную точку, то... это вполне может сработать!
Согласитесь, - очень интересный способ посадки...
То есть, приводнение - это запасной вариант. Если всё будет как запланировано, то контакта с водой удастся избежать.
Ну, а нам-то что с этого?
А, примечательно вот что - теперь запуски Electron должны стать дешевле. И здесь очень любопытно, на сколько именно. Потому что сейчас совершенно непонятно, какова экономическая выгода от многоразовых ступеней Falcon-9.
Интернет-тролли упрекают наш Роскосмос за отсутствие многоразовости, но так ли она выгодна - совершенно непонятно.
Здесь я имею ввиду недавнее сообщение о том, что военное ведомство США заплатит компании Илона Маска 316 млн $ за один пуск. Это очень большая сумма - более чем в 2,5 раза больше обычного... Поэтому неясно, как определять распиаренную экономическую выгоду от многоразовости Falcon-9 - насколько цена за пуск соответствует его себестоимости, если вот такие денежные вливания считаются нормальными...
Поэтому, будет полезно понаблюдать за ценой повторных запусков Electron. Хотя, особой правды мы наверное всё равно не увидим. Просто потому, что особой конкуренции нет, а значит нет причин сильно занижать цену для клиентов.
Но, некоторое снижение возможно и удастся уловить - если у компании Rocket Lab будет возможность снизить цену и заполучить клиента, то почему бы этим не воспользоваться...
В любом случае, любопытен сам положительный опыт возврата лёгкой ступени на парашютах и вертолётах.
А как в России с многоразовостью?
А у нас развивают проект "Крыло-СВ". Я на днях говорил о нём подробнее.
В двух словах - это возвращаемая первая ступень ракеты лёгкого класса. То есть, по полезной нагрузке она сравнима с новозеландским Electron-ом. Но, в отличие от него, наша первая ступень после отстыковки разворачивает крыло и возвращается как самолёт.
Очевидно, что "Крыло-СВ" требует наличие самолётных шасси. К тому же, полёт обратно требует затрат топлива, что уменьшает итоговую полезную нагрузку ракеты. Зато нет проблем с вертолётами или вылавливанием ступени из воды.
Вертолёты - это здорово и красиво, но насколько это надёжно - тоже вопрос. Да и удобнее, если ступень сама возвращается.
С другой стороны, конструктивно вертолётный способ гораздо проще - нет раздвигающегося крыла, не нужно уменьшать полезную нагрузку из-за массы топлива для возврата, вообще нет системы управления и навигации... Но, нашим конструкторам виднее, здесь всё не так просто ;-)
В общем, хоть это всё и не у нас происходит, но знать о таких вещах полезно. Да и просто интересно :)
Дорогие друзья, каналу очень нужна ваша поддержка
Подпишитесь на мой канал :)
Нажмите палец вверх - Вам не сложно, а автору приятно.
Статьи по теме:
Россия создаёт многоразовую космическую ракету? На гиперзвуке...