Александр Николаевич Скрябин.
«Музыка Скрябина – это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизни… Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была волнующим и беспокойным элементом культуры». Б. Асафьев (советский музыковед, историк, критик).
Скрябин вошел в историю музыки в конце 1890-х гг и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, с ярким представлением мира, искусства. Новаторство Скрябина проявило себя в различных областях музыки: мелодика, гармония, фактура, оркестровка, трактовка формы. За короткую творческую жизнь, Скрябин написал огромное количество произведений.
Как по мне, его музыка передаёт всё то, что мы часто упускаем из нашей жизни, а именно, счастье.
Все его творчество можно разделить на два периода:
- Ранний, фортепианный. Здесь ощущаются связи с фортепианной школой XIX века, а именно с Шопеном.
- Зрелый период. Здесь в полной мере раскрываются индивидуальные черты композитора. Стоит сказать, что такого в истории музыки еще не было. Скрябин является создателем нового стиля! Больше никто не сумеет повторить его.
Биография.
Скрябин родился в интеллигентной семье. Первой учительницей музыки была тетя (мать рано умерла, кстати она была талантливой пианисткой). Так как отец был дипломатом, то соответственно будущий композитор был отдан в кадетский корпус. Но с лета 1882 года он начинает регулярно заниматься с выдающимися музыкантами России — Конючом, Зверевым (о нем подробно поговорим, когда будем проходить творчество С.В. Рахманинова) и Танеевым. В 1888 году он поступил в Московскую консерваторию (младшие классы). В Московской консерватории он обучался, как пианист и блестяще окончил ее.
С 1882 по 1892 гг композитор сочинил огромное количество небольших музыкальных пьес. В основном это были пьесы для фортепиано. После консерватории он стал много гастролировать, как пианист (наряду с Рахманиновым, с которым они вместе учились и дружили). Успех был колоссален. Тринадцать раз он получал учрежденные Беляевым премии имени Глинки.
В Петербурге он знакомится с Римским-Корсаковым, Кюи, Глазуновым, Стасовым и Лядовым. С последним разделял идею красоты в искусстве, отвергал пошлость и празднество.
С 1898 года Скрябин начинает преподавать в Московской консерватории.
В это время активно увлекается литературой, философией, религией.
В 1904 — 1910 годы Скрябин живет за границей, в основном в Швейцарии. В 1904 году появляется зрелое произведение — Третья симфония «Божественная поэма» по Данте. Вслед за ней появляются «Поэма экстаза», поэма «Прометей».
В этих произведениях Скрябин не только вводит текст и сюжетную основу в симфоническую музыку, но еще и вводит в партитуру партию света.
Здесь остановимся чуть подробно. Скрябин имел цветной слух — определенные звуки, созвучия, тональности соотносятся с определенными цветами (так, например, Скрябин считал, что синий и фиолетовый это цвет разума).
С 1910 года Скрябин живет в Москве. Он задумывает написать грандиозное музыкальное произведение — Мистерию, объединяющую все виды искусств и религий.
В 1915 году скончался от заражения крови.
- Один из этюдов данного композитора запомнится многим на всю жизнь. Исполнение Владимира Самойловича Горовица.