В Стокгольме мне очень понравился район Vasastanden, очень зеленый, со множеством небольших парков на холмах, с широкими тенистыми проспектами и невысокими, уютными, кирпичными домами с красочными, радостными фасадами, желтыми, красными, и непременно с внутренними двориками, в которых тишина такая, что начинаешь вслушиваться в пение птиц.
В одном из таких домиков и жила детская писательница Астрид Лингрен, которая придумала добрую и смешную сказку о Карлсоне, который живет на крыше. Я знала, что как сам Карлсон, персонаж забавный, изобретательный, но, главное, очень позитивный, добрый и веселый, так и его маленький домик на крыше – это, конечно, плод фантазии и удачная выдумка. Но все равно хотелось побродить в тех местах, где жила знаменитая писательница, чтобы если и не отыскать домик Карлсона, то хотя бы понять, чем она была вдохновлена. И мне кажется, это удалось!
Я была вознаграждена за упорные поиски, в течение 2-х дней по нескольку часов блуждания по Вазастандену! Как все-таки познавательны путешествия, даже небольшие – всегда есть место для маленьких открытий или откровений.
Ведь до задуманной поездки в Стокгольм слова «маленькое привидение из Вазастана, дикое, но симпатичное» мне напоминало только о великолепном мультике, в котором забавный, толстый человечек наряжался в простыни и гулял по ночам по крышам, пугая прохожих. И это оставалось сказкой. А сейчас для меня оказалось откровением, что Вазастан, или правильнее Вазастанден – это район Стокгольма, тихий, зеленый, с уютными домами, очень похожий на сказочный город. Именно здесь жила писательница, вечерами гуляла в том же небольшом парке, где в сказке Малыш выгуливал свою любимую собаку.
Фото 32 Парк в р-не Вазастанден
Но главное, что я заметила, это то, что дома здесь расположены так близко друг от друга, стоят так рядышком, что при желании можно, действительно, легко прогуляться по крышам! Одна загадка решена.
Стала наблюдать и увидела, что на плоских крышах не очень высоких домов кое-где стоят невысокие башенки, может, как украшение, или для подсобных целей. Но самое удивительное, я ведь нашла домик, где мог жить Карлсон! Не в том доме, где жила Астрид Лингрен, и не в башенке напротив, как показывают некоторые экскурсоводы, отчаявшиеся объяснять русским туристам, что это, должно быть, выдумка. Но в тех местах, где она должна была бывать довольно часто.
Неподалеку от центральной кирхи в районе Вазастанден, почти напротив нее, на крыше красочного дома маленький домик, симпатичный и даже с башенкой. Прямо дворец!
Гуляя с дочкой, для которой и были написаны все сказки, писательница определенно его видела. И я верю, что пытливый ребенок с богатым воображением мог спросить, зачем на крыше еще маленький домик. Мои дети, определенно, задали бы этот вопрос. Так и могла родиться сказка.
Прошло уже много лет с тех пор, как я читала детям перед сном эту их любимую сказку, и вот теперь, как путешествие в прошлое – я, похоже, нашла домик Карлсона и места, где он мог гулять по крышам. Такое маленькое открытие!
Фото 33 Домик Карлсона
Эту сказку я вспоминаю всегда с улыбкой, она учила и меня, и моих детей быть позитивными, не унывать, не пасовать перед трудностями, уметь «хорошенько повеселиться» - т.е. дарить и себе, и другим радость, «хотя бы баночку варенья», и время от времени делать из жизни маленький праздник.
Воскресный солнечный день и последний полный день из поездки. Сначала была идея еще раз прокатиться на кораблике, на этот раз в загородный Королевский дворец с красивым садом, Дроттингхольм, который за его красоту и изящество называют шведским Версалем.
Но предпринимать третью морскую поездку в последний день не решилась, тем более еще остался неохваченным вниманием Национальный музей Швеции, который тоже хотелось посетить. И не пожалела, т.к. музей хоть и сравнительно небольшой, но содержит довольно интересное собрание картин, преимущественно скандинавских художников. В последнее время меня стали удивлять более всего картины ранней эпохи Возрождения, начиная с 1400-х, и даже еще более раннего периода, с 1300-х, которые я видела много в Каталонском художественном музее в Барселоне. Может оттого, что картинами поздней эпохи Возрождения заполнены все лучшие музеи Италии, Galleria d’Uffizi Флоренции, Московский Пушкинский музей, Парижский Лувр, в котором целые анфилады залов, посвященных Итальянскому Возрождению, и по которым чем дальше идешь, тем более они кажутся все похожими – все в одном стиле, все исключительно на Библейские сюжеты. И неизбежно наступает момент, когда уже перестаешь удивляться, все уже смотрено- пересмотрено, и даже улыбка Джоконды кажется скорее знакомой, чем загадочной!
А здесь, вдали от туристских троп, когда попадаешь в залы с ранней живописью, это сродни открытию, как прыжок во времени, в историю, вдруг оживающую на твоих глазах. Художники того времени, как правило, еще не выдумывали сюжеты, а изображали реальные события – битвы, коронации, возведение городов, рыцарей в доспехах. Вглядываться в эти сюжеты и лица очень интересно и познавательно, чтобы понять то, что спрятано в веках, угадать настоящую историю, которая потом была отчасти фальсифицирована, отчасти умалчивалась.
Сменялись правители, и это стало отражаться и в живописи, она постепенно переставала быть такой искренней, как в начале. Ее сменили целые столетия библейских сюжетов, потом вакханалия пышнотелых Рубенсовских красавиц и, как контрастный душ, мрачные, выступающие из тьмы лица Рембрандта. Еще столетие сменилось, и появились целые анфилады придворных, слащавых портретов, сделанных на заказ.
Лишь позднее, уже в 19-м веке, протестом врывается свет в полотна импрессионистов. Но все равно, это уже отход от классических канонов живописи.
А в 1300-х еще все очень искренне, без политических подоплек или желания славы или денег. И картины этой эпохи редко увидишь в других музеях. И также, как недавно, всего несколько месяцев назад, я была восхищена мастерством ранней Каталонской живописи, так и теперь работы шведских художников мне показались очень искренними, неподвластными ни моде, ни времени.
Фото 34 Национальный музей Швеции в Стокгольме
Фото 35 Живопись Швеции
Все фото автора.
Продолжение следует…
Стокгольм, июнь 2019