Найти тему
Антон Еремеев

Институт жалобы в административном праве

Общая характеристика института жалобы в административном праве

Характеристика административного иска

В настоящее время с развитием общественных отношений и различных государственных структур, огромную роль приобретает вопрос, касающийся непосредственного появления и дальнейшего развития административных норм как целостного института всего правового государства. А именно, требуется создание комплексных процессуальных норм и форм, которые будут направлены на непосредственное разрешение административных конфликтов.

При рассмотрении данного вопроса для полного ответа в плане общей характеристики необходимо затронуть некоторые исторические аспекты, которые касаются административного иска.

Начиная с рассмотрения отечественного права, сегодня, все существующие вопросы, которые напрямую связаны с административным иском, носят юридический и технический характер, в том числе, данные вопросы носят мировоззренческий характер. Иными словами, данный факт обусловливается тем, что отечественная административная культура на протяжении многих лет формировалась именно как культура жалобы, вместе с тем, имеется возможность в строгом соответствии с законом защищать права лица, подавшего данную жалобу.

Вопросы, касающиеся административного иска в период дореволюционного времени в России, стабильно изучались и систематизировались в тесной взаимосвязи с аспектами развития института административной жалобы. Отличительной чертой административного иска от гражданского, является то, что он направляется в отношении административного органа с целью защиты субъективных прав. Содержанием же такого иска является требование о непосредственной отмене неправомерного принятого решения административным органом.

Безусловно, временные периоды изучения административного иска могут быть различны, однако само назначение института административной жалобы в зависимости от существующих форм не меняется. Основным приоритетным направлением в данном случае выступает защита субъективных прав от неправомерного решения должностного лица или органа.

Институт административной жалобы является одним из институтов в административном праве, которые посредством применения различных административно-правовых норм конкретизирует возникшую конфликтую ситуацию в той или иной сфере общественных отношений, после чего решается дальнейший спор о возможности принятия того или иного решения органом или должностным лицом.

Вышеуказанное определение института административной жалобы является в данном случае обширным и не исчерпывается, так как в настоящее время различными учеными и теоретиками выдвигается множество иных определений, которые также в полной мере определяют основное назначение института административной жалобы в административном праве.

Данный элемент института административной жалобы следует определить, как непосредственное требование к юрисдикционному органу с целью дальнейшей проверки законности принятого административного решения или акта и соответствующей защиты прав и законных интересов граждан. Также, в содержании административного иска заявитель отмечает необходимые нарушения, а вышеуказанный орган в свою очередь разрешает данную конфликтную ситуацию посредством применения различных восстановительных и негативных мер.

Следует также рассмотреть административный иск со стороны процессуального средства. Административный иск является непосредственным требованием заявителя к суду о защите его прав, как субъективных, так и позитивных. Что же касается защиты публичных объективных прав, то в данном случае такая мера должна осуществляться в двух случаях[1]:

- исходя из непосредственных споров о законности принятия тех или иных нормативно-правовых актов;

- в связи с непосредственным совершением проступков в сфере административного регулирования, которые тем или иным образом нарушают правила поведения и запреты в сфере публичного управления.

Однако не следует забывать о том, что административный иск имеет свои определенные специфические черты, которые отличают его от других исков в различных сферах общественных отношений. К таковым необходимо отнести:

- жалоба формируется из возникших спорных административно-правовых отношений и выступает как требование о правовой защите, в том числе имеет тесную связь с административным спором или совершенным административным правонарушением;

- освещает и оповещает о непосредственном наличии конкретного разногласия между противоборствующими сторонами, которые преследуют свои юридические интересы;

- непосредственная цель административного иска состоит в защите нарушенных объективных и субъективных прав, в том числе, нарушенного правопорядка. Данная процедура происходит посредством восстановления ущемленного права, вслед за этим при установлении истины следует административное наказание;

- непосредственный предмет исковой защиты – это субъективное публичное право, законность административного решения или акта, в том числе, публичный правовой порядок;

- ведущим требованием в административном споре являются юридические факты;

- при административном споре суд использует специальные процессуальные методы и механизмы при последующем рассмотрении спорного момента[2].

Безусловно, вышеуказанные особенности административного иска по отношению к иным искам в различных сферах общественных отношений не являются исчерпывающими, а лишь наглядно показывают конкретные отличия административного спора.

Не является исключением, что особенности, присущие административному иску постоянно прогрессируют. Данные изменения вызваны в первую очередь государственным прогрессом в сфере административного законодательства, а также улучшением норм регулирования общественных отношений.

В настоящее время в научной теории различными правоведами выделяются и другие характеристики.

Л.Л. Попов[3] пишет, что административный иск представляет собой непосредственное ходатайство о защите установленного в обществе правопорядка, прав и свобод граждан, в том числе общественных организаций и объединений от различных административных правонарушений, а именно правонарушений в сфере применения административно-правовых норм.

В.В. Волков[4], касаемо определения административного иска, придерживается мнения, что административный иск представляет собой процессуальное обращение к суду, которое было предъявлено гражданином в целях последующей проверки соответствия закону актов, а также решений, в том числе действий, которые с точки зрения последнего были нарушены и тем самым были ущемлены его права и интересы.

Существующий в настоящее время институт административной жалобы представляет собой целостный механизм, работа которого напрямую зависит от успешного и правильного функционирования его связующих частей. В данном случае административный иск и является основным связующим звеном между институтом административной жалобы и соответствующим решением конкретного спора между противоборствующими сторонами.

На основе этого, при рассмотрении характеристики административного иска невозможно обойти стороной общий анализ института административной жалобы. С учетом всех особенностей указанного института будет успешно функционировать процедура реализации административного иска по факту возникающих споров в административно-правовых отношениях.

Таким образом, административный иск представляет собой процессуальное обращение гражданина или группы граждан по факту неправомерности принятого решения или акта, а также действия должностного лица или органа, которое тем или иным образом нарушает права и свободы гражданина, вступающего в административно-правовые отношения.

Источники :

[1] Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов.— 9-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательство Юрайт, 2016.— С. 215-217.

[2] Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов.— 9-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательство Юрайт, 2016.— С.216.

[3] Административное право России: учебник.— 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. – С.149-150.

[4] Административный процесс: учеб.пособие / В.В. Волкова [и др.].— М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.— С.41-43.