Все мы привыкли слышать, что компьютер в целом и игры в частности ужасно вредны для формирования личности и вообще для разумной жизни. Однако еще в подростковом возрасте, будучи членом местного эко-клуба я прочитала довольно серьезное исследование в области экологии культуры, касающееся так называемой «визуальной экологии» - как охарактеризовали эту проблему авторы (дело слишком давнее, так что не названия ни авторов я уже не помню, но скорее всего оно найдется в инете, если пошукать про визуальную экологию). Там очень доходчиво доказывалось, что для здоровья психики, развития личности и т.п. нет ничего вреднее, чем жить в современных городах.
Впервые эта проблема встала еще в середине советского периода во время изучения состояния членов полярных экспедиций (за ними присматривали куда лучше, чем за многими другими). Дело в том, что в Заполярье очень мало визуальных раздражителей и мозг ученых просто не выдерживал нехватки визуальных данных. Тогда эта проблема была частично решена за счет принудительного просмотра телевизора при возвращении на базу или если там его не было в город.
Позднее выяснилось, что монотонный рисунок вроде повторяющихся кругов или квадратов, если смотреть на него большую часть дня, воспринимается психикой еще тяжелее. К этому следует добавить, что повседневный образ жизни большинства современных людей, от работников разнообразной промышленности до офисного планктона сам по себе монотонный усугубляет этот эффект дополняя ее нехваткой других впечатлений. В отпуска мы ездим не так уж часто, а телевизор в отличие от игры не дает возможности проявлять собственную волю (возможность переключать каналы не компенсирует такого рода активность).
Если вы скажете мне о долгих прогулках(хотя я их большой поклонник), то антропогенный ландшафт, как я уже упоминала недружелюбен, мало у кого остается много сил после работы - разве что у самых молодых. И даже если мы ходим пешком от метро и гуляем по выходным - это ничто в сравнении с каждодневным стрессом.
Современная компьютерная игра обладает не только феерическим видеорядом, но и тонким сюжетом полным психологических казусов и головоломок, и даже если они не содержат в себе прямых отсылок к известным историческим событием до растут как деревья из мощных культурных пластов основанных на трудах современных психологов, филологов, антропологов... а так же на мировой литературе, кинематографии и более традиционном театральном искусстве. Посему хочу всенародно заявить: тот факт, что компьютерные игры до сих пор не признанны новым сложным синкретическим видом искусства, это вульгарный ретроградский снобизм!
И если мы говорим о насилии в компьютерных играх, то оно всегда было неотъемлемой частью любого искусства, а ранее фольклора и народных мистерий. Так как человеческой душе просто необходимо переработать и переосмыслить.
Кстати говоря о мистериях... сдается мне, что с тех самых пор как это жанр канул в лету, не было второго на столько же глубокого и интерактивного явления культуры до тех самых пор пока не появилась первая мало-мальски серьезная сюжетная игра. Так что компьютерную игру без сомненья можно назвать новой мистерией. Должно быть мы наконец-то достигли того же уровня цивилизации, что греки или римляне ;) Правда в те времена это тоже не редко заканчивалось массовыми оргиями, но так уж мы люди подвержены стадному инстинкту: у нас и футбольные матчи оргиями заканчиваются, что отнюдь не свидетельствует о вреде спорта.
P.S. В будущем я возможно расскажу о тех играх, чьи копии с моей точки зрения достойны того, чтобы храниться в библиотеках крупнейших академий искусств...