Найти в Дзене
ольга витковская

Почему Библию нельзя считать мифом

Миф не привязан в пространстве к конкретному месту и времени
События Библии привязаны к конкретному месту в конкретном промежутке времени.
Существует Библейская археология. которая подтвердила многие события Библии конкретными артефактами.
Одним из ярчайших является найденная страна Ассирия, которая считалась мифологией.

Миф не привязан в пространстве к конкретному месту и времени
События Библии привязаны к конкретному месту в конкретном промежутке времени.

Существует Библейская археология. которая подтвердила многие события Библии конкретными артефактами.

Одним из ярчайших является найденная страна Ассирия, которая считалась мифологией.

Останки этой цивилизации были найдены и подтверждены конкретными артефактами.


Открытие Ассирии

В течение двух тысяч лет древнейшая Ассиро-Вавилонская цивилизация лежала похороненной и почти забытой на земле Мессопотамии, там где сейчас находится Ирак. О ней были известны лишь сообщения древнегреческих авторов, да полу-легендарные библейские тексты о стране Сеннаар, где была построена Вавилонская башня, где жили потомки пережившего Великий потоп Ноя, и где находился мифический сад Эдем.

Ключом к пониманию этой цивилизации стало открытие Ниневии, одной из упомянутых в Библии столиц древней Ассирии: "Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию..."(Быт.10:11).

До начала XIX века никто не знал какой из огромных мессопотамских курганов-холмов скрывает руины Ниневии. Человеком, имевшим все шансы найти ее первым, был Клавдий Рич, француз по матери и британец по жизни. Именно он – не как археолог, а как энтузиаст-любитель – в 1820 году обследовал окрестности Мосула и составил первый план раскопок на холме Куюнджик, под которым действительно находились остатки легендарного города. Увы, в том же году 33-х летнего Рича настигла преждевременная смерть от свирепствовавшей в долине Тигра холеры.

Холмы в окрестностях Мосула. Фрагмент рисунка Э.Фландена, 1843. Здесь найдут дворец ассирийского царя Саргона II.

Ключом к пониманию этой цивилизации стало открытие Ниневии, одной из упомянутых в Библии столиц древней Ассирии: "Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию..."(Быт.10:11).

До начала XIX века никто не знал какой из огромных мессопотамских курганов-холмов скрывает руины Ниневии. Человеком, имевшим все шансы найти ее первым, был Клавдий Рич, француз по матери и британец по жизни. Именно он – не как археолог, а как энтузиаст-любитель – в 1820 году обследовал окрестности Мосула и составил первый план раскопок на холме Куюнджик, под которым действительно находились остатки легендарного города. Увы, в том же году 33-х летнего Рича настигла преждевременная смерть от свирепствовавшей в долине Тигра холеры.

-2

В 1836-39 годах жена Рича опубликовала его книгу о Мессопотамии, а также дневники исследователя. Ими живо заинтересовался французский востоковед Юлиус Моль, который убедил свое правительство в необходимости назначить в Мосул консула с предписанием искать и собирать предметы старины. Выбор пал на Поля-Эмиля Ботта, натуралиста, коллекционера и путешественника, итальянца по рождению, француза по духу, но совсем не археолога.

Шарль де Шаммартен. Портрет Поля-Эмиль Ботта, 1840. Париж, Лувр

-3

После встречи с Молем Ботта загорелся идеей поиска Ниневии. Он прибыл Мосул в 1842 году и вскоре организовал раскопки на холме Куюнджик. Прошел месяц напряженной работы, потом два, потом три, а результата всё не было... И когда терпению, казалось, пришел конец, а вера в открытие была подорвана, к Ботта пришел крестьянин из селения Хорсабад в 20 километрах к северу от Мосула, и посоветовал «франку», если уж того так занимают обломки с рисунками, копать в Хорсабаде — там таких камней тысячи. Ботта отнесся к его словам недоверчиво, но все же послал в Хорсабад двух рабочих, а те почти сразу же наткнулись на древнюю стену, облицованную скульптурными плитами...

Скульптурный рельеф из Хорсабада, ок. 710 г. до н.э. Лувр, Париж

-4

Ботта свернул все работы на Куюнджике и перенес раскопки в Хорсабад. И тут перед ним начали вырастать, освобождаясь от земли, стены и колонны большого царского дворца. Вход в него охраняли громадные крылатые чудовища с телами быков и человеческими головами, и это была первая встреча европейцев с шеду (ламассу) - мифическими существами, ставшими символом древней Ассирии. Ботта немедленно телеграфировал в Париж об открытии сказочной Ниневии.

Габриэль Траншар. Раскопки царского дворца в Хорсабаде, 1853

-5

Фото Траншара - это один из самых старых археологических снимков, сделанных на заре фотографии. Во время начала раскопок Ботта такой снимок был еще невозможен, и лишь десятилетие спустя техника стала к нему готова. А в 1843 году французское правительство направило к Ботта искусного рисовальщика Эжена Фландена. Благодаря ему находки Ботта оказались задокументированы, и это зачастую было единственным, что от них осталось, поскольку некоторые из них разрушилась на воздухе, а другие погибли при перевозке.

В то, что Ботта нашел Ниневию поверили и другие ученые, увидевшие результаты раскопок. Лишь позднее, когда научились читать клинопись, стало понятно, что под холмом у Хорсабада Ботта обнаружил не Ниневию, а город и дворец Дур-Шаррукин (буквально "Крепость Саргона"). Этот город ассирийский царь Саргон II построил в конце VIII века до нашей эры и перенес сюда столицу своего государства из прежней столицы Калаха.

Раскопки Дур-Шаррукина, По рисунку Эжена Фландена, 1863

-6

В 1844 г. груз, составляющий две тысячи скульптур и рельефов, был послан на плотах вниз по Тигру для последующей переправки морем во Францию. Однако из-за неумелой погрузки многие плоты перевернулись и значительная часть результатов двухлетних раскопок утонула в реке. Лишь следующая партия достигла цели без потерь, и через несколько месяцев плоды трудов Ботта красовались в залах Лувра, составив основу ассирийской коллекции музея. Еще год спустя Франция встречала Ботта как героя-первооткрывателя.

Ассирийский зал Лувра. Настенные рельефы и фрагмент ворот дворца Саргона II, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

-7

Мотив крылатого животного с головой человека получил повсеместное распространение в Ассирии: фигуры "человекобыков" или "человекольвов" воздвигали у всех значительных государственных сооружений и въездов в города. Изваяния грозных и высокомерных шеду с человеческими глазами, стоящие на страже у ворот дворца Саргона II, имели магическую охранительную функцию. А пять ног крылатого чудовища создавали иллюзию движения, позволяя видеть его неподвижным спереди, и идущим сбоку - в зависимости от положения зрителя.

Голова шеду, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

-8

Высота некоторых шеду достигала 6 метров, а вес 40 тонн. Чтобы перевезти такие махины, Ботта распиливал изваяния на куски, а во Франции их снова собирали и реставрировали.

Распил шеду. По рисунку Эжена Фландена, 1863

-9

По результатам раскопок Феликс Тома, преемник Фландена, создал план реставрации главных ворот дворца Саргона II

-10

Мне захотелось представить, как могли бы выглядеть эти ворота, и я сделал фото-реконструкцию по рисунку Тома из снимков экспонатов Лувра:

Центральная арка ворот Саргона II. Вариант фото-реконструкции

Мне захотелось представить, как могли бы выглядеть эти ворота, и я сделал фото-реконструкцию по рисунку Тома из снимков экспонатов Лувра:

-11

Главные ворота дворца Саргона II. Вариант фото-реконструкции (кликабельно)

-12

https://picturehistory.livejournal.com/3194958.html